«С юношами и старцами пойдем» (10:9). Каждый раз у нас возникает один и тот же вопрос. Когда отцы едут молиться к своему учителю или в ешиву, где учились в молодости, стоит ли брать им с собой детей или лучше оставить их дома?
С одной стороны, если дети поедут с отцом, они впитают высокую духовную атмосферу, царящую в ешиве или в доме у рава. С другой – детям нужно внимание, и иногда у отца не получается сосредоточиться в молитве, поскольку они мешают. Не лучше ли тогда оставлять их дома?
Две эти точки зрения нашли выражение в споре между Моше Рабейну и фараоном.
Когда Моше попросил у фараона позволить им покинуть Египет, чтобы служить Б-гу, тот спросил: «Кто же пойдет?» Моше ответил: «С юношами и старцами пойдем, с сыновьями и дочерьми...»
В ответ на это фараон возразил: «Б-г с вами, если пошлю вас с детьми вашими, смотрите – зло у вас на лице. Нет уж, пусть идут мужчины служить Б-гу...»
Комментарий «Заит Раанан» спрашивает: что значит «зло у вас на лице»? Ведь фараон сам согласился отправить их служить Творцу. Автор объясняет, что спор Моше с фараоном сводился к тому, брать ли детей на служение Б-гу или лучше оставить их в Египте?
«Одним из принципов служения Б-гу, – пишет он, – является душевный покой». Если человек хочет приблизиться к Творцу и совершить тшуву, ему нужно спокойствие, особенно, чтобы маленькие дети не тревожили его. Поэтому, – утверждал фараон, – если вы возьмете их с собою в пустыню, служить Творцу вы уже не сможете.
И если вы с этим не согласны, значит, вы не служить собираетесь, а просто хотите сбежать от меня. Ведь если б вы шли служить Б-гу, то отправились бы сами, а детей оставили бы в Египте с их матерями.
Но Моше Рабейну сказал: «С юношами и старцами пойдем, с сыновьями и дочерьми» – мы хотим приобщить их к служению Б-гу, показать им личный пример, чтобы и они усвоили весь дух этого служения. Поэтому не думай, что это доказывает наше желание сбежать.
Моше хотел взять детей с собой, и так должен делать всякий отец, отправляющийся на молитву в святые места. Однако, в каждом случае нужно считаться с конкретными обстоятельствами... (Бархи Нафши)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону