«Да не будет ссоры между мной и тобой» (13:8). Рассказывает рав Зильберштейн.
Есть удивительная история о раве Шмуэле Элиэзере Эйделсе (Маарша), которую я люблю рассказывать каждый раз, как иду преподавать в классе, где начинают изучать Гмару.
Все удивляются, чем рав Эйделс удостоился того, что нет ни одного издания Талмуда в мире, в котором отсутствовал бы его комментарий. Послушайте же рассказ о том, чем он готов был пожертвовать ради Творца и Торы, чтобы утвердить мир в народе Израиля.
В начале своего пути он преподавал в ешиве, где были сотни учеников. Ее содержала на свои деньги его теща Эйдель до самой своей смерти. Когда она отошла в мир иной, открыли ее завещание, и оказалось, что денег осталось всего на месяц. Пришлось раву Шмуэлю Эйдельсу искать себе место в раввинате, чтобы обеспечить себя и свою ешиву.
В ту пору самый почетный раввинат заседал в городе Острог, и с ним были связаны 280 населенных пунктов с солидными еврейскими общинами. Маарша занял должность в этой важной организации.
Спустя несколько лет после его назначения, разгорелся спор между раби Меиром из Люблина, который содержал там ешиву, и раби Шимоном Зеэвом, также стоявшим во главе своей ешивы. В итоге их разногласие выросло настолько, что подключились их ученики, а потом и весь город превратился в бурлящий котел.
В результате оба раввина решили уйти со своих должностей, чтобы прекратить раздоры, начавшиеся в городе. Члены общины, оставшиеся без руководителей, обратились к Маарша с просьбой оставить свой пост в раввинате Острога и придти к ним в Люблин.
Никто не ждал, что он согласится, однако рав Шмуэль Эйделс действительно откликнулся на предложение.
На первое же его выступление в шаббат собрались все жители города, и новый раввин начал с того, что поставил перед общиной два вопроса:
«Во-первых, как вы могли позвать меня сюда? Вы ведь знаете, что в Остроге раввинат гораздо больше, и зарплата там выше. А второй вопрос: почему я согласился придти к вам?
На второй вопрос мне ответить нетрудно. Если в вашей общине в Люблине есть двое таких людей, как раби Меир и раби Шимон Зеэв, то мне уже достаточно этого, чтобы быть вашим раввином. Но чего я до сих пор понять не могу, это как вы решились позвать меня?» И Маарша еще долго говорил о важности раввинской должности, после чего завершил выступление.
На следующий день он вновь собрал жителей города и сказал им следующее: «Как раввин города я постановляю вам на основании закона Торы: раби Меир вернется на свой пост раввина и главы ешивы в Люблине, а раби Шимон Зеэв отправится занять должность в Праге. Что же касается меня… я возвращаюсь в Острог». Все так и произошло, и с тех пор в городе воцарился мир.
Из этой истории можно выучить, — закончил рав Зильберштейн, — сколько человек должен быть готов отдать ради Творца и ради мира в народе Израиля. Ведь ясно, что после того, как рав Эйделс ушел из Острога, чтобы стать раввином Люблина, никто не обещал ему, что он сможет вернуться на прежний пост. И тем не менее он согласился оставить Острог и переехать в Люблин. Он сделал это, только чтобы примирить враждующие стороны и утвердить мир в этом городе.
И если рав отказывается от личных почестей и своей должности ради Творца и Торы, это уже достаточная причина для того, чтобы размещать его комментарии в каждом издании Талмуда (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону