«И не замедлил юноша сделать это» (34:19). Опоздание на молитву, как это происходит даже среди учащихся в ешивах, — весьма печальное явление. Из-за него люди, не входящие в число учеников ешив и видящие такое опоздание, говорят себе: «Если уж эти опаздывают, почему мы должны приходить вовремя?..»
Глава одной еврейской общины в Америке, посещавший рава Х. Каневского, рассказал следующую поучительную историю.
В моей общине был еврей, который стабильно приходил на молитву три раза каждый день. Но при всем его педантичном старании придти на молитву, он так же «педантично» опаздывал на нее каждый раз.
Словно по регулярному сигналу он всегда появлялся на десять минут позже. Если молитва начиналась, скажем, в 7:00 утра, то он каждый раз приходил ровно в 7:10. Ни разу не случилось так, чтобы он появился вовремя.
Много раз пробовал я подходить к нему и уговаривать придти вовремя. Я говорил, что если уж он все равно приходит на молитву, какая ему разница? Почему бы не сделать это в нужное время? А этот еврей всегда отвечал мне в том же духе: «Напротив, если уж я прихожу на молитву, какая разница, во сколько? Главное, что прихожу… 10 минут раньше, 10 минут позже — это ничего не меняет».
Так в течение длительного периода я старался убедить его, а он отвечал то же самое, продолжая следовать своему обычаю.
Но однажды утром я был удивлен, увидев его пришедшим к началу молитвы. Поскольку такого не случалось никогда, это привлекло мое внимание, и я подошел и спросил его, чем этот день лучше прежних.
И тот человек, чрезвычайно взволнованный, ответил: «Всевышний однозначно доказал мне, что опаздывать на молитву не стоит!»
Я попросил, чтобы он рассказал, что же произошло.
Этот еврей, который в добавок был еще и очень богатым, стал рассказывать, что его предприятие, приносящее огромные доходы и считающееся одной из наиболее прибыльных фирм, сгорело в пожаре. Невозможно описать величину ущерба, причиненного ему из-за этого.
Несколько минут он рассказывал о пожаре, распространявшемся в здании фирмы, и об ужасе, охватившем его вследствие такого несчастья.
Я обратился к нему и произнес: «При всем моем сочувствии твоей трагедии, я все еще не понимаю, как ужасный пожар связан с доказательством того, что нельзя опаздывать на молитву».
Доказательство, которое я получил, — ответил он, — пришло, спустя несколько минут после начала пожара. Я в панике позвонил в пожарную службу и попросил их приехать поскорее, чтобы уменьшить, насколько можно, величину ущерба. Диспетчер ответил, что пожарные уже выехали и через минуту будут у меня.
Однако, минута прошла, а за ней и вторая, и третья, а предприятие тем временем продолжало гореть — комната за комнатой, отдел за отделом. Пожарной машины все еще не было видно. Сердце мое словно перестало биться от огромной печали, — продолжал рассказывать хозяин предприятия, — особенно учитывая важность каждой секунды.
Только спустя целых десять минут появилась пожарная машина. Но к тому времени было уже поздно — здание сгорело почти целиком.
Я был в истерике, подбежал к пожарным и закричал: «Почему вы так опоздали?! Приехали бы раньше — предприятие было бы спасено!»
Но они ответили, как ни в чем не бывало: «Но ведь в конце концов мы приехали.. 10 минут раньше, 10 минут позже — какая разница?»
Услышав такой ответ, кровь моя вскипела от негодования, но в тот же момент у меня загорелась «красная лампочка» — я вспомнил, что и сам так отвечал на протяжении многих лет, когда рав старался убедить меня вовремя приходить на молитву.
Внезапно я увидел и понял, как велико значение десяти минут. Тотчас я убедился, что за это время можно построить целые миры или разрушить их. С тех пор я принял решение вовремя приходить на молитву (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону