«И пришел беженец, и рассказал Аврааму-еврею» (14:13). Рав Галинский толковал это так: «Беженец» — это Ог, который избежал потопа. «Рассказал Аврааму-еврею» — о том, что Лот попал в плен. Но сам Ог хотел, чтобы Авраам погиб, а он бы тогда взял в жену Сару (Раши).
Непонятно: кто открыл нашим мудрецам, о чем думал Ог, царь башанский? Ведь сказано (Псахим 54 б), что есть семь вещей, скрытых от людей. Одна из них — что никто не знает, что в сердце у другого.
Но ответ прост: известно ведь, что «диким осленком человек рождается» (Иов 11:12). А что происходит, когда такой осленок подрастает? Он превращается в большого необузданного осла. Если же вырастает гигантом, то превращается в сверх-осла, в семьдесят раз более дикого.
Если же осел идет по дороге и вдруг сворачивает с нее, разве придет кому-нибудь в голову, что он отошел помолиться Минху? Конечно, нет! Очевидно, он нашел там пищу полакомиться.
Но Раши объясняет слова «Диким осленком человек рождается», говоря, что из дикого осленка рождается человек. Как такое происходит? С помощью работы над своими качествами и изучения мусара. Тогда он может отойти с дороги в сторону, чтобы предложить помощь и поддержать нуждающегося.
Когда наши мудрецы увидели, что Ог, царь Башана, встал со своей кровати среди гор Сдома и двинулся в Беер-Шеву, они задали себе один-единственный вопрос: этот Ог разве учил мусар? Конечно, нет.
А значит, он искал, чем бы поживиться, и нашел — положил глаз на Сару. Это настолько просто!
Таким же образом, когда Яаков прибыл в Харан, его дядя Лаван, брат его матери, «побежал ему навстречу, обнял его, поцеловал его и привел к себе в дом» (Берешит 29:13). Раши комментирует: «“Побежал ему навстречу” — думая, что тот несет деньги. Ведь слуга из их дома (Элиэзер) приходил ранее с десятью нагруженными верблюдами. “Обнял его” — когда увидел, что тот ничего не принес, сказал: “Может быть, золото при нем, у него запазухой”. Пощупал, но не нашел. “Поцеловал его” — сказал: “Может быть, жемчужины принес, и они у него во рту”. “Привел его к себе в дом” — чтобы услышать у него самого, где он спрятал деньги». Что здесь происходит? Взяли трогательную семейную встречу, когда пожилой дядя побежал навстречу племяннику, которого никогда не видел, обнял его, поцеловал и приютил, — и превратили ее в величайший эгоизм, лихорадочный поиск денег!
Почему?
Потому что «диким осленком рождается человек», а когда подрастает, превращается в большого осла. Ключевой вопрос здесь один: Лаван учил мусар? Трудился ли он над собой, чтобы изменить свою натуру? Мы ведь знаем ответ. Если он не учил мусар, то как был ослом, так им и остался. А осел не бежит, чтобы сделать добро и пригласить путника в гости. Если он бежит, то только за наживой.
Задумаемся и мы над своими поступками и проверим себя (Ве-игадта).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону