«Левит, что во вратах твоих» (12:18). Рассказывает рав Галинский.
Мне задали вопрос. Раши комментирует слова «Левит, что во вратах твоих» следующим образом: «Если ты не можешь дать ему его долю — например, первую десятину, то дай ему десятину для бедных. Нет у тебя десятины для бедных — пригласи его к твоим мирным жертвоприношениям». «Остерегайся, как бы не оставить левита все дни твои на земле». Как это понять?
Род служителей Б-жьих, обучающих законам Яакова и учению Израиль, не имеет земельного наследия — нет у них полей и виноградников. Они питаются десятиной, причем по Торе это только десятина от злаков, вина и оливкового масла. Отделять десятину от остальных плодов и овощей установлено мудрецами. Когда нет десятины, им дают добровольные пожертвования — «десятину для бедных». А если и этого нет, они становятся гостями в домах у других.
Почему Б-г сделал такое?
Ведь, к примеру, у жрецов фараона были свои земли, и они были освобождены от налогов (Берешит 47:22). Государство щедро выделяло им средства на пропитание. Почему же левиты обречены на лишения?
Я ответил на это, что, как научили меня мои наставники, если вопрос трудный, значит, в нем самом уже кроется ответ.
Гмара (Недарим 50 а) рассказывает, что Рахель, дочь Калба Савуа, одного из богачей Иерусалима, вышла замуж за раби Акиву, который в ту пору был простолюдином и пас скот ее отца. Отец из-за этого лишил ее наследства. Они попросили разрешение у хозяина сеновала жить там. Каждое утро им приходилось вытаскивать соломинки из волос.
Однажды пророк Элияу решил утешить их и пришел к ним под видом бедняка с просьбой: «Дайте мне немного соломы. Жена родила, а мне даже некуда положить ее с ребенком. По крайней мере сделаю ей соломенную постель».
Раби Акива сказал жене: «Смотри, есть такие, которым еще труднее, чем нам! У них даже соломы нет».
Жена послала его изучать Тору, и он вернулся, спустя двадцать четыре года вместе двадцатью четырьмя тысячами учеников. Она хотела подойти к нему, но ее оттолкнули. Сказал раби Акива ученикам: «Позвольте ей пройти. Все, что есть у меня и у вас, принадлежит ей!»
Но это непонятно.
В Мидраше «Был праведный человек» сообщается, что пророк Элияу унаследовал восемьдесят тысяч золотых. Он попросил у ангелов, и они выстроили царский дворец за один день. Разве ему не хватало средств даровать раби Акиве с женой дом и имущество?
Ответ в том, что дом-то он мог бы им дать, да только вот раби Акиву в таком случае мы бы потеряли!
Раби Акива был выкован жизнью лишений. Всевышний, как известно, жаждет услышать молитву праведников. Но не потому, что нуждается в ней, а потому что человек углубляет свою связь и причастность к Творцу с помощью молитвы и ощущения зависимости от Него.
Об этом сказано (Бава Кама 3 б): «Мавъэ» — это человек. Это слово выражает молитву и просьбу (Ишайя 21:12). Человек был создан, чтобы соединиться с Творцом. Чем больше ощутит он недостатки и лишения и чем больше будет молиться, тем сильнее станет его связь с Б-гом, и так он наилучшим образом исполнит свое предназначение.
Теперь понятно, почему Б-г постановил, чтобы род Его служителей находился в такой зависимости. Ведь «Милосердный просит сердце» (Санедрин 106 б). «Молитву праведных желает Он» (Мишлей 15:8). Лишения приводят человека к молитве и соединяют его с Творцом! (Веигадта)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону