«И увидишь глазами своими» (3:27). Насколько же вредно качество гнева! Оно делает жизнь человека трудной, не давая ему покоя! И как прекрасна спокойная и безмятежная личность! Если б мы по-настоящему понимали, насколько гнев вреден для нас и как сильно он нарушает структуру нашей жизни, то несомненно искоренили бы это дурное качество изнутри себя. Мы бы не успокоились, пока не достигли уровня, когда никто не в силах разозлить нас. О следующем случае рассказал гаон рав Авраам Гениховский. Он обычно предварял это словами, что рассказ, который он собирается поведать, «заставляет волосы встать дыбом». Этот текст приведен в удивительной брошюре «Оган а-Саар», вышедшей в память об этом учителе.
Речь идет о еврее, который был особенно раздражителен, и это сильно мешало ему. Мудрецы уже высказались на этот счет (Псахим 113 б): «У вспыльчивых жизнь — это вовсе и не жизнь». Из-за своего гнева этого человека не могли терпеть ни дома, ни в кругу друзей. Он пытался освободиться от гнева разными способами, но все безуспешно. На каком-то этапе он пришел к Стайплеру и изложил ему свое большое несчастье. «Я уж все советы перепробовал, но ничто не помогло», — сказал он.
Учитель всей диаспоры мягко посмотрел на него и сказал, что есть еще один совет, который, вероятно, поможет ему освободиться от гнева, но при одном условии. «Будешь ли ты готов выполнить условие, которое я тебе предложу?» — спросил он.
«Любое условие, о каком скажете, не будет помехой, лишь бы избавиться от ужасной привычки гневаться», — пообещал тот человек.
«Я и не стану просить ничего особенно трудного, — сказал учитель, — ты просто посмотри мне в лицо пять минут, не прерываясь и не отвлекаясь ни на что. Согласен?»
Тот еврей услышал и сильно обрадовался. Во-первых, действительно речь не шла о чем-либо сложном; в добавок, кто ж не согласится посмотреть в лицо такому праведнику, как Стайплер?
И вот наш учитель начал строить разнообразные гримассы на своем святом и утонченном лице. Один глаз отводил вверх, другой — вниз, потом вдруг делал злобное лицо, исполненное ярости. Так он чередовал раз за разом на своем лице спокойные взгляды с теми, что выражали гнев и злость.
А гость его сидит и поражается столь необычному зрелищу. Поскольку он пообещал смотреть пять минут без перерыва, то не стал отводить глаза от святого лица учителя, хотя для него это было неописуемым кошмаром.
И вот, пять минут прошло, и Стайплер вернулся к обычному выражению лица. Затем он обратился к еврею и сказал: «Знай же, так выглядит гневающийся человек. Так и никак иначе!»
Рав Авраам Гениховский сказал, что учитель хотел показать своему собеседнику его самого «в зеркале» — представить ему, как выглядит он сам, когда злится, чтобы тот понял и прочувствовал свой неподобающий вид и отошел от своего порока.
Действительно, тот еврей рассказывал, что пример Стайплера сопровождал его на протяжении всех лет, и когда он собирался разозлиться, то представлял себе выражение лица этого праведника и тотчас воздерживался от гнева (Бархи Нафши).
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону