«Ибо если строго соблюдать будете…» (11:22) В другой главе Торы, «Ваикра», приведено постановление «И соблюдайте, и выполняйте». Комментатор Раши поясняет: соблюдение — это изучение законов, выполнение — практическая их реализация. А вот что имеет в виду Тора, когда требует строгого соблюдения?
Наши мудрецы приводят притчу о двух братьях, которым отец время от времени давал карманные деньги. Первый брат проедал полученные им монеты, второй же копил. По прошествии нескольких лет у второго брата скопилась значительная сумма, тогда как материальное положение первого не изменилось. Мораль: надо изучать законы Торы — тут параграф, там страница, и потом окажется, что вы обладаете огромными знаниями.
Раввина Галинского однажды пригласили на трапезу, посвященную окончанию изучения раздела Талмуда. «О каком разделе идет речь?» — поинтересовался р. Галинский. «Таанит», — ответил организатор. Раввин удивился: это довольно короткая часть Талмуда, львиную долю которой составляют различного рода рассказы и притчи. «А за какой период времени вы прошли этот раздел?» — продолжил задавать вопросы р. Галинский. «За семь лет. Мы проводим уроки раз в неделю после субботней молитвы» — ответил организатор.
Услышав это, раввин тотчас принял приглашение. Речь шла о коротком занятии для людей, которые с минуты на минуту ждут возможности пойти домой и насладиться чолнтом, кугелем и другими субботними яствами. Однако они пересиливают себя, оставаясь в синагоге на дополнительные 10–15 минут. Тут параграф, там абзац, и за семь лет прихожане выучили целый раздел Талмуда. Это действительно повод для радости!
Во время торжественной церемонии р. Галинского попросили произнести речь. По своему обыкновению, он начал с рассказа. В начале века жил в Германии религиозный еврей, который работал врачом. Как-то раз он поехал в Литву к местным соплеменникам. Перед ним открылся неизвестный ему ранее мир ешив, возглавляемый прославленным Хафец-Хаимом.
Врач понаблюдал за своими сверстниками, которые свободно разбирались в премудростях Талмуда, и забеспокоился: «Они-то точно удостоятся места в грядущем мире, а вот что будет со мной?» Этот вопрос он задал самому Хафец-Хаиму. Тот успокоил посетителя: «У каждого еврея есть удел в грядущем мире. Вполне возможно, что вы окажетесь рядом со мной».
Лекарь знал, что Хафец-Хаим не склонен шутить. Раввин продолжил: «Вот вам доказательство. В главе „Берешит“ написано, что древо жизни росло в самом центре райского сада (Берешит 2:9). Зачем Тора приводит эту информацию? Не всё ли равно, где росло дерево, в центре ли, на окраине ли?»
«Объяснение таково — доступ к древу жизни был одинаковым из любой точки сада, что с севера, что с юга. Так и удел в грядущем мире в равной степени доступен каждому еврею. Всевышний сделал так, что я вырос в Вильно, учился у рабби Исраэля Салантера, составил несколько книг на еврейские темы. Вас же Всевышний поселил в Германии, дал медицинское образование, сделал Б-гобоязненным врачом, который помогает пациентам и освящает имя Торы».
Раввин Галинский продолжил свое выступление. В Талмуде сказано, что 15 ава еврейские девушки плясали в виноградниках. Кроме того, в Талмуде сказано, что после прихода Машиаха Всевышний устроит пляски для праведников. Каков духовный смысл танцев? Ивритское слово «махоль» (танец) указывает на хоровод. В хороводе у каждого есть свое место, и каждый в равной степени близок к центру.
Следует делать то, что Б-г требует от каждого из нас. От ученика ешивы Он требует круглосуточной учебы, от врача и инженера — изучения Торы в свободное от работы время. Именно тщательное соблюдение этого принципа позволяет со временем стать гораздо более богатым духовно.
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону