«Это будет учением о прокаженном» (Мецора, 14:2) Гаон, маран Хидо, благословенна память праведника, приводит слова наших мудрецов («Ховот а-левавот», А-хния, 7), что заслуги злословящего идут человеку, о котором он говорил, а грехи того человека переходят злословящему. И выходит, что в одно мгновение потерял все свои заповеди и Тору. Но это до того момента, пока не вернулся к тшуве. А когда возьмет на себя обязанность больше не говорить о своем товарище, вернут ему всю его Тору и заслуги. И об этом сказано: «Это учение о прокаженном» — когда вернут злословившему его Тору? «В день его очищения», когда очистится и вернется к тшуве.
Проказа появляется, как известно, за злословие. Хафец Хаим, благословенна память праведника, писал в своей книге «Шмират а-лашон»: «Пусть не будет удивительным в твоих глазах то, что мы видим людей злословящих, и нет у них никаких болезней». Есть этому два объяснения. Одно — в соответствии с тайной Торой: запрещенный разговор делает нечистой душу, это духовная болезнь. Но когда был Храм, существовал способ очищения от этой болезни с помощью всех ступеней очищении прокаженного, а сейчас, когда из-за наших грехов Храм разрушен, и мы не можем очиститься, остается тайная болезнь, прилепившаяся к душе (нефеш). И об этом сказано: «Хранящий рот свой и язык свой, хранит от бед душу свою», так как из-за грехов разговора оскверняется душа, да смилуется Г-сподь.
И говорил Саба из Кельма, благословенна память праведника (Хохма вэ мусар, 1:161): «Когда везут больного в операционную и готовят там пилы и ножи, и щипцы, и бинты — только от вида оборудования может душа (нешама) отлететь. Из-за большого страха… Тогда понимают, как ужасна болезнь, а это средства для ее лечения. И когда видят, сколько средств нужно для лечения прокаженного: две птицы и сосновое дерево, и червленицу, и эзов, и двух баранов, и овцу, и хлебный дар, и лог масла — то понимают, как ужасно была язва проказы.
Второй ответ дан в святой книге “Аканэ”, автор которой писал, что каждый сказавший злословие, осужден на проказу, и задавал вопрос: “Если так, все евреи были бы прокаженными, ведь за злословие был изгнан Исраэль! Но бедность приравнивается к проказе, ведь прокаженный считается мертвым, и бедный — тоже (Трактат Недарим, 64).
И объяснил Хафец Хаим, что грехи злословия, в большинстве своем, исходят от гордыни, из-за которой человек смотрит на ближнего сверху вниз, критикует и находит недостатки. Но если он обеднеет, принизится его дух, и обуздается его язык.
Если мы хотим знать причины денежных затруднений, источники трудностей с заработком, которым не видно конца, тысяч разыгрывающихся трагедий, появление тысяч безработных, тысяч нуждающихся семей, миллионов проливающихся слез, то вот она: несдержанность языка, грехи разговора!
Ужасна бедность, чтобы не знать нам этого! Рассказывается в мидраше, что Творец благословенный дал Йову выбор: мучения Йова, да смилуется Ашем, от утраты детей до язв на всем теле, или бедность. Сказал Йов: “Владыка мира, беру я на себя все мучения мира, но не бедность! Когда пойду я на рынок, а в кармане моем не будет ни гроша, что буду есть?!” (Мидраш «Шмот раба”, 31:12).
У бедности много видов. Бедность в деньгах, бедность в знаниях, бедность в Торе. Если мы хотим избежать всех ее видов, давайте примем на себя, хранить язык от злословия. Давайте поставим себе ограду. Например, каждый день, с девяти до десяти часов не говорить запрещенных речей. По крайней мере, час. Так мы сможем устоять. Скольких бед избежим сами и наша семья, и весь народ Исраэля. Постоянный час охраны языка, час, когда не будем злословить и сплетничать, не лгать и не насмешничать, час чистоты языка. Сколько милосердия мы притянем к себе с Небес в заслугу этого часа.
И не нужно откладывать решение. Сейчас, сразу же. Установим час и решим: это будет для нас добрым часом! (Мааян ашавуа)
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону