Темы: Воспитание детей, Ципора Харитан, Дети, Дисциплина, Установление границ
Можно и нужно говорить ребенку «нельзя»? Или это воспринимается им как упрек? А ведь упрекать — это плохо. Нужно объяснять. Особенно неловко я почувствовала себя, когда сказала чужому ребенку в присутствии его мамы, что нельзя бить моего малыша по голове. Моему ребенку 2.5 года. Спасибо, Н.
Уважаемая Н.,
Ваш вопрос показывает, насколько мы сегодня заражены современным подходом к воспитанию, который основан на том, что ребёнка ни в чём нельзя ограничивать, чтобы не нанести вред его психике.
На самом деле не может быть воспитания, в котором нет чёткого и ясного слова «нельзя». В самой Торе мы видим огромное количество запретов, и Всевышнего не беспокоило, что это может повредить душевному состоянию еврейского народа.
Само собой, «нельзя» не может быть словом, которое ребёнок слышит при каждом своём движении, нужно очень постараться, чтобы у нас было поменьше причин запрещать. Например, вместо того, чтобы говорить «нельзя дотрагиваться», убрать бьющуюся вещь куда подальше.
Но те «нельзя», которые необходимы, должны быть чёткими, ясными и понятными. А самое главное — не отменяться, когда ребёнок начинает плакать и капризничать.
Что касается Ваших угрызений совести по поводу того, что Вы сказали «нельзя» чужому ребёнку, то я не думаю, что нужно разрешать бить своего ребёнка только для того, чтобы не ограничивать детей других. Я не сомневаюсь, что любая нормальная мама сделала бы то же самое, а если на Вас кто-нибудь обиделся, то это его дело, а не Ваша вина.
С уважением, Ципора Харитан
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону