Темы: Наказание, Воспитание детей, Рав Реувен Куклин, Дети
Шалом. Вчера вечером шлепнул малышку по ручке, потому что сует грязь в ротик, она заплакала и прослезилась. Вот сегодня целый день подавленный хожу, с угрызением совести, что она уронила слезинку. (Родители меня поймут).
Как наказывать детей, чтоб потом не чувствовать угрызение? А., Дзержинский, Россия.
Уважаемый А.
Действительно важно знать, как наказывать детей. Но не затем, как Вы пишете, «чтоб потом не чувствовать угрызение» — ведь при воспитании должны учитываться не интересы родителей. Воспитание должно целиком основываться на том, что хорошо для самого ребёнка. Поэтому, когда человек знает, что наказание не принесёт пользы ребёнку, — ребёнка запрещено наказывать, даже если родитель уверен, что совесть его потом не замучает. И наоборот, если родитель знает, что в данный момент наказание необходимо для пользы ребёнка, следует наказать его, даже если родителю жалко его и тяжело это сделать.
Чтобы понять место наказаний в воспитании, приведу слова рава Вольбэ из его книги о воспитании «Биньян у-зриа»:
«Существует распространённое мнение, что воспитание осуществляется, в основном, с помощью наказания.
В наказании же находит своё выражение стремление родителей к власти. Однажды пришёл к нам человек и предложил себя на должность машгиаха в ешиве для молодых студентов. Один из его вопросов был о полномочиях, которыми он будет наделён. Будет ли у него право исключить парня из ешивы? Это был его первый вопрос. Я увидел, что машгиах и воспитатель из него не получится. Если его первый вопрос — когда можно исключать, если именно право исключить человека даёт ему ощущение того, что он начальник, значит, он не может быть машгиахом в ешиве. Он не может быть воспитателем.
Так и с родителями. Если их главный вопрос по воспитанию — когда наказывать, это искажает или вовсе уничтожает основу любого здорового воспитания».
Продолжает рав Вольбэ:
«Невозможно оценить вред, который наносит ребёнку серьёзное битьё. Р. Элиягу Лопьян зацаль всегда говорил нам: “С детьми — только по-хорошему”».
Далее рав Вольбэ пишет, что и крик можно приравнять к битью, а может быть, он ещё хуже, потому что часто он пугают и подавляют ребёнка хуже всякого битья.
В заключение говорит рав Вольбэ, что жёсткостью в воспитании не возьмёшь, она только вредит. В воспитании работает только мягкость.
Таково отношение большого человека и выдающегося воспитателя к наказанию.
А если родители спрашивают, что делать, если ребёнок не слушается?
На это рав Вольбэ отвечает так: «Следует повторить раз, и ещё раз — пока ребёнок не послушается. Это и есть педагогическая мудрость — знать, как говорить и когда говорить».
В этих лаконичных словах рава Вольбэ содержится «рецепт» успешного воспитания. Попытаюсь изложить подробнее.
Прежде всего, следует знать, как говорить и когда говорить. То есть, есть вещи, которых мы ещё не можем требовать от ребёнка, которые ему ещё «не по уровню». Такие вещи нам запрещено требовать от ребёнка. Так, например, от маленького ребёнка мы не можем требовать, чтобы он не совал пальцы в рот.
Однако если мы знаем, что ребёнок в состоянии выполнить наше требование, следует ему сказать приятным голосом, мягко, с одной стороны, но в однозначной форме, с другой, что мы требуем от него сделать то-то и то-то. Например, если ребёнок суёт руки в рот, надо сказать ему мягко: «Сынок (доченька), вытащи руку изо рта». Когда он сделает это снова, снова повторить ему спокойным тоном наше требование, и так несколько раз — пока не послушает. Когда мы выдвигаем требование, не стоит его обосновывать. Ребёнок должен знать, что основная причина, по которой он должен выполнить наше требование — это сам тот факт, что мы требуем (просим). В другое время можно объяснить ему, почему мы этого требуем, и когда он выполнит просьбу, можно ему объяснить, зачем это.
Из слов рава Вольбэ ясно, что наказание должно быть второстепенным или третьестепенным методом в воспитании. Этим методом следует пользоваться только в одном случае — когда мы видим, что ребёнок переходит границы своего же собственного «нормального» поведения. Подробней читайте: ответ.
Но и в тех случаях, когда наказание необходимо, оно не должно быть жестоким.
С уважением, Реувен Куклин
Слушайте: Воспитание детей в духе Торы
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону