Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, День рождения, Праздники, Радость
Здравствуйте! Есть ли какие-нибудь сценарии, как провести праздник в еврейских традициях? Свадьбу, обрезание, выкуп первенца, юбилей или день рождения, Бар- или Бат-Мицву, в общем, все семейные праздники? Именно сценарии, а не просто традиции.
Традиции я знаю, а как облечь их в веселье? Не хочется отмечать день рождения скучно, но и тамаду с всякими русскими народными частушками и не всегда умными конкурсами звать не хочется. С уважением, N.
Здравствуйте, N.
Хорошо Вас понимаю. За неимением других примеров приходится ориентироваться на привычное для нас представление о веселье. Если Вам приходилось бывать на еврейских торжествах, будь то свадьба, обрезание, праздник или Бар-Мицва, то Вы могли заметить, что «тамады» в привычном для нас понимании там нет.
Почему?
Все наши праздники имеют глубокую духовную цель. Но как мы можем в полной мере ощутить радость, празднуя те или иные значимые события? И, вообще, что такое радость по-еврейски?
В Талмуде сказано, что радость — это когда у человека нет сомнений.
Нередко нам бывает что-то непонятно в жизни. Например, события, происходящие с нами, кажутся несправедливыми. Часто мы не можем докопаться до истинных причин каких-либо явлений. Сталкиваемся с людьми, поведение которых выглядит иррациональным.
Размышления на подобные темы мешают нам испытывать радость. От них тяжело на сердце, они тяготят нас своей необъяснимостью. Такое состояние «закрывает» человека от внешнего мира, он становится менее доброжелательным.
Но когда нам всё понятно и мы знаем, какое решение правильное и как его осуществить, это приносит спокойствие. А на сердце становится радостно. И даже если происходящее кажется совсем неблагоприятным для нас, мы всё равно принимаем: у всего есть свои причины и смысл, просто пока мы не можем увидеть всей картины. И от этого одного нам становится легче. Замешательство уходит, на смену беспокойству приходит радость. Такое состояние наоборот, «раскрывает» человека, усиливает его желание помогать и делиться с другими.
Иными словами, когда человек «пребывает в состоянии непонимания», он становится грустнее и его сила отдачи уменьшается. Но если он ясно осознает происходящее, не «озадачен» и не теряется в сомнениях, он радостен. И его стремление делиться и сопереживать увеличивается.
О праздниках в Талмуде (Шабат 130а) сказано: те заповеди, которые евреи когда-то приняли с радостью, они до сих пор исполняют с радостью.
Радость, которую евреи в одном из поколений получили, выполняя заповедь, сохраняется во всех последующих поколениях. Та близость к Творцу, которой они удостоились, остается с их потомками навсегда. Благословение Всевышнего, которое им удалось «привлечь» в мир, становится неотъемлемой частью внутреннего мира каждого еврея.
И все заповеди и обычаи праздников призваны пробудить в нас ту силу, то понимание милости и мудрости Творца, которые когда-то предки смогли обнаружить в себе — и передать нам. В этом и заключается смысл наших праздников, они — не просто воспоминание о знаменательной дате. Как сказано в Тэилим (105:3): «…пусть веселится сердце ищущих Господа».
Творец дал нам разные причины для радости. И в каждой такой ситуации мы можем приблизиться к Нему, ощутив ту самую возвышенную радость. Осознав, насколько мудр и прекрасен мир — во всем.
Вы спрашиваете, есть ли сценарии традиционных еврейских праздников? С одной стороны, традиции, о которых Вы уже знаете, сами по себе и есть сценарии. Ведь в них есть свой порядок, «расписание» веселья и радости (праздничное застолье, песни, танцы, добрые пожелания).
С другой стороны, обычаи, помогающие умножить радость в праздничный день, могут быть разными и зависеть как от местных особенностей, так и от личных предпочтений. И здесь нет единых правил.
Важно лишь, чтобы веселье не превращалось в пустую бессмысленную суету. Даже во время свадьбы обычай разбивать стакан напоминает нам о разрушении Храма: пока Храм не отстроен, радость не может быть полной. Но Б-г через пророков обещает (Ирмияу 33:10-11): «…еще слышен будет голос радости и голос веселья: ликование жениха и ликование невесты…». И тогда наша радость станет полной.
Тем не менее, свадьба — один из самых радостных и значимых дней в традиционной еврейской жизни. Устроить уютную, комфортную свадьбу по еврейским законам вполне возможно в любом месте.
И здесь стоит найти хорошего, понимающего организатора. Обговорить с ведущим все нюансы, свои пожелания, личные предпочтения. Ведь свадьба, прежде всего, — для радости жениха и невесты. Вероятно, стоит потратить время и ресурсы на поиски человека, который сможет организовать торжество так, чтобы оно прошло по всем еврейским канонам и чтобы были учтены все личные пожелания в развлекательной программе.
Существует заповедь радовать жениха и невесту. Понимание значимости этого события для всего еврейского народа вселяет в сердца присутствующих искреннюю радость. Она-то и превращает каждого гостя в своего рода «тамаду», который стремится порадовать жениха и невесту.
Что касается празднования дней рождений, юбилеев, то в нашей Традиции этому не придаётся большого значения. Однако детям такие семейные обычаи могут дать чувство сплочённости семьи, возможность провести время вместе, сблизиться.
Нет универсального рецепта, как отметить день рождения ребенка: в семейном кругу или же пригласить близких друзей, подготовить игры, устроить викторину. Главное — постараться, чтобы торжество не превратилось лишь в развлекательно-увеселительное мероприятие, а подарило положительные эмоции от простого человеческого общения.
Для взрослых же день рождения — хорошая возможность поблагодарить Творца за ещё один дарованный год жизни. Поразмыслить, как прошёл наш год, что было сделано, на что стоит обратить внимание в будущем. Можно дать больше цдаки.
Считается, что в день рождения (разумеется, по еврейскому календарю) у человека есть особая духовная сила, которую следует направить на добрые дела. И если в традициях народов мира имениннику желают счастья и благополучия, то у нас по обычаю сам именинник произносит добрые пожелания родным и знакомым. Ведь если у тебя в этот день есть особая сила, почему бы не поделиться ею с другими?
Обычай празднования Бар-Мицвы (для мальчиков в 13 лет) и Бат-Мицвы (для девочек 12 лет) занимает особое место. Главная суть этих событий: шаг к взрослению — принятие на себя ответственности за исполнение заповедей Торы.
Вы пишете, что традиции Вам известны, поэтому коснёмся лишь праздничной части этого важного события. Нет каких-то строгих правил, как увеличить радость в этот день. Важно лишь постараться, чтобы пышность торжества не затмила истинную суть этого момента в жизни подростка. И не помешала по-настоящему ощутить вступление в мир ответственности — за свою жизнь, за реализацию своего духовного потенциала.
Универсальных сценариев на все праздники просто не существует. Ведь многое зависит и от культурных особенностей, и от обычаев той или иной общины, а также частных семейных традиций. Главное — чтобы любое торжество было наполнено еврейским содержанием. Но что можно сказать наверняка: ощущение радости и веселья, прежде всего, зависит от нас самих. От того, каким духовным смыслом мы наполняем свой семейный праздник.
Как видим, внешняя радость является проявлением внутреннего осознания. Если мы сумеем разобраться с сомнениями, которые увеличивают нашу внутреннюю смуту, постараемся работать над собой, чтобы всем сердцем принять: в этом мире всё мудро управляется Творцом, тогда сможем испытать истинную радость и свободу.
И эта внутренняя радость найдет выход в наших поступках, во взаимодействии с ближними. Нам не будет грустно ни в праздники, ни в будни. Так как служение Творцу приближает нас к Нему, приводит к пониманию «устройства мироздания», а оно — к радости.
И знание о том, как приблизиться к Б-гу, как достичь этого уровня, встать на этот путь свободы и идти по нему всю жизнь, передано евреям через Тору.
С пожеланием радости от исполнения заповедей, Бина Тригер
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону