Темы: Воспитание детей, Приучение к порядку, Чрезмерная строгость, Ита Минкина, Общение с детьми
Добрый день! Мы соблюдающая семья. Мой муж говорит, что по законам Торы ребёнок не должен спорить с родителями, он должен им беспрекословно подчиняться, что уважение к родителям — это и есть беспрекословное подчинение. Ребенок обязан выполнить то, что говорят родители, и только после этого он может спросить, почему он должен это сделать.
Но то, что сказали родители, он должен выполнить беспрекословно, потому что родители знают лучше, что нужно и как правильно, и потому, что родители — они как Всевышний, а Всевышнему мы должны беспрекословно подчиняться.
Я с ним не согласна. Скажите, пожалуйста, прав ли он и почему. Спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за Ваш вопрос. В качестве ответа позвольте привести Вам цитату из книги рава Вольбе «Зрия у-виньян бэ-хинух». Рав Вольбе заль был одним из ведущих знатоков Мусара (еврейской этики) в нашем поколении. Это раввин, наставник тысяч учеников, глава ешивы, автор изучаемых в ешивах книг по мировоззрению, самая известная из которых — «Алей шур».
Книга, цитата из которой приводится ниже, — это запись бесед, которые рав проводил для учеников — родителей маленьких детей и детей-подростков:
«В процессе воспитания ребенка должно присутствовать объяснение. Объяснение о вере в Б-га, объяснения о заповедях Торы. Это обязанность родителей — объяснять детям, а не думать, что ребенок еще слишком мал и обязан выполнять распоряжения без всяких обоснований. Объяснения должны быть даны на языке ребенка и подходить для уровня ребенка, но родители не могут уйти от объяснений. К сожалению, эта часть родительских обязанностей недостаточно выполняется. Родители недостаточно “вкладываются” в объяснения!»
Это слова главы ешивы о родительской обязанности объяснять.
Вот еще цитата из этой книги:
«Воспитание маленького ребенка должно быть направлено на перспективу. Родители обязаны построить теплые любящие отношения с ребенком, и, когда ребенок будет в переходном возрасте, в сложный период, эти теплые любящие отношения с родителями помогут ребенку и поддержат его».
«Иногда кажется, что лучших результатов можно достичь, если использовать с детьми жесткость. Но “мудрец видит рождающееся” (то, что должно произойти). И родители, которые знают секрет воспитания и сознают, что их ожидает в перспективе, остерегаются цепляться за быстрый результат. Часто папы рассуждают так: “Ребенок не слушает меня, я накажу его — и сразу он начинает слушать! Ай да я, умею заставить себя слушаться!” Но это преждевременная радость! За такое отношение к ребенку родители расплатятся, когда ребенок вырастет и ему будет 14-15 лет, и тогда будет крайне тяжело исправить то, что испорчено».
«Если родители жестко воспитывают ребенка, когда ему два, три, четыре года, если воспитание основано на категорических распоряжениях, если его часто наказывают или требуют того, что выше его понимания, — это разрушительно. С детьми — только по-хорошему».
О беспрекословном подчинении рав Вольбе пишет так: «Приходит возраст — и дети начинают задавать вопросы. К вопросам ребенка должно быть проявлено серьезное внимание, и надо отвечать по существу. Если ребенку всегда говорят “подрастешь — поймешь” или “ты этого еще не понимаешь”, или “что ты задаешь такие дурацкие вопросы?”, это убивает его любознательность. Вместо того чтобы способствовать развитию ребенка, перекрывают его. Нужно радоваться, когда ребенок задает вопросы, и надо отвечать ему согласно его способности понять. Даже если он спрашивает то, что родителям неловко слышать, нужно ответить, насколько возможно, и сделать это серьезно».
Еще цитата из книги:
«Мудрость воспитания заключается в том, чтобы в некоторых случаях превратить ребенка в своего брата, чтобы он почувствовал, что он равен мне, помогает мне, он — мой партнер. Так у него не будет ощущения, что я возлагаю на него груз, он сделает то, о чем я прошу, с готовностью, потому что такое обращение поднимает его в его глазах».
Всё это — слова рава Вольбе.
Возможно, Вашего мужа воспитывали в такой атмосфере, в которой он хочет воспитывать своих детей. И тогда ему очень тяжело отказаться от привычного представления, что отношения ребенка с родителями это — беспрекословное подчинение. Даже если он и согласится с тем, что, по идее, это — не подход Торы, Вам как жене нужно будет все время поддерживать и хвалить его, когда он проявит гибкость, участие и дружелюбие по отношению к ребенку.
Самым лучшим будет, если он и Вы пойдете обсудить этот вопрос — правильное воспитание по Торе — с видным раввином, говорящим по-русски, например, с равом Бен-Ционом Зильбером. Его воспитывал его отец и учитель, рав Ицхак Зильбер зацаль, которого, в свою очередь, воспитывал его отец, раввин Казани. И это было настоящее еврейское воспитание, показавшее свою силу и устойчивость не только в обычной жизни, но и в страшные периоды советской истории. Такое воспитание можно считать эффективным, и лучше всего, если рав Бен-Цион расскажет о нем непосредственно Вашему мужу.
(Только, пожалуйста, не говорите потом мужу: «Ну вот, видишь? Что я тебе говорила?!» Этим можно только испортить. Дайте мужу и раву поговорить друг с другом).
И еще одно необходимое условие правильного воспитания: наличие раввина или консультанта, на которого вы оба полагаетесь, с которым можно советоваться по вопросам воспитания, даже самым «незначительным». Только так можно начать хоть что-то понимать в воспитании…
С уважением, Ита Минкина
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону