Темы: Муж и Жена, Уважение, Общение супругов, Самосовершенствование в браке, Самооценка, Хая Черняк
Приветствую! С удовольствием читаю ответы на вопросы и учусь мудрости. Пишу и свой вопрос. Муж при разногласиях не любит выслушивать мое мнение, мои рассуждения и не хочет слушать мои взгляды. Говорит, что ему заранее ясно, что я скажу — и что мои слова будут лишними, а мои мысли не интересны. Меня это очень обижает.
И получается, что у нас нет обсуждения, где каждый высказывает свое мнение, а просто муж прав — и всё, а мои мысли ни к чему. Как мне реагировать на такое поведение мужа? Можно ли это исправить? Заранее спасибо за ответ. N.
Уважаемая N.,
Спасибо за тёплые слова.
Мудрости обычно учатся мудрые люди.
Читая Ваш вопрос, могу представить, как Вам обидно и неприятно, когда Ваше мнение и в какой-то мере как будто само Ваше «Я» отменяется самым близким человеком.
По Вашему письму можно предположить, что муж в более мирных ситуациях всё-таки Вас выслушивает? Отвечаю в соответствии с этим предположением.
Давайте попробуем понять, что тут происходит. Когда муж не хочет выслушивать Ваше мнение, чего он боится? Что Вы выразите мнение, противоположное его, и ему придётся его принять. Следовательно, он боится того же что и Вы: что его слова будут лишними, а мысли неинтересными.
Атакуют, когда боятся, чувствуют неуверенность. Предполагаю, когда Вы хотите выразить своё мнение при разногласиях, оно не соответствует мнению мужа, иначе это было бы согласие. Вы и муж боитесь одного и того же и чувствуете себя одинаково неприятно, хоть на практике каждый из вас выражает эти чувства по-разному.
И Вам, и Вашему мужу хочется уважения к своему мнению. Вполне приемлемо, верно?
Как реагировать, и можно ли исправить?
В каждой семье есть повторяющийся сценарий, в соответствии с которым проявляются разногласия. Поэтому каждый из супругов действительно может заранее предсказать, что скажет другой. И Вы, и муж. И изменения возможны, если кто-то сделает что-то не по сценарию. Или, точнее, — по новому сценарию.
Что такое разногласия? Это «разные голоса». Один высказывает одно мнение, а другой — другое. Разногласия могут быть и внутри самого человека, а могут — между людьми.
Разногласия между двоими возникают, когда у обоих есть одинаковый внутренний конфликт. И где одну из сторон этого внутреннего конфликта не выслушивают с уважением. Эту «неуважаемую» в самом себе сторону удобно «переложить», на того, с кем есть разногласия.
Разногласиям наши мудрецы дают очень чёткое определение: если разногласия «во имя Небес» — они сохранятся в будущем. Если «не во имя Небес» — не сохранятся (Пиркей Авот 5:20), у них нет будущего. Из тех, что не во имя Небес, не может родиться истина.
И на Небесах, и на земле есть вода и огонь. Тут, на земле, они противоположны и непримиримы, они вытесняют друг друга: или вода потушит огонь, или огонь испарит воду.
А вот на Небесах (Шамаим — эш ве-маим, т.е. «Небеса — это огонь и вода», согласно комментарию Раши к Берейшит 1:1) между ними царит гармония, т.к. у каждого из этих элементов есть своё достойное место.
При спорах «во имя Небес» — как на Небесах — с очень большим уважением и осторожностью выслушивают каждое мнение. Ведь каждое мнение продиктовано добрым намерением, стремление достичь цели, ради которой его, собственно, и выражают.
В каждом мнении есть необходимая доля той самой истины, которая должна родиться исключительно из соединения этих мнений. Она просто не может родиться по-другому. (Так же, как для рождения ребёнка нужны папа и мама. Иногда ребёнок рождается более похожим на папу, иногда на маму, но для рождения нужны оба).
И когда истина рождается, происходит расширение горизонтов сознания, сближение спорящих, и мир между спорящими укрепляется. Всё идеально встаёт на свои места, и каждый участник чувствует себя еще больше «на месте», уверенно, приподнято и радостно, «как на седьмом небе».
Потому что «единство противоположностей» приводит к настоящей радости.
Когда же спор не во имя Небес — как на земле, — противоположности непримиримы и каждый пытается доказать, как он прав, не уважая второй голос, пренебрегая им, вытесняя его, не слушая... Забывая и вытесняя высшую цель и добрые намерения.
Оба участника спора чувствуют себя «никчемными», ощущают взаимное неуважение, пренебрежение и потерянность. И в данном случае непринципиально, кто агрессивно атакует, а кто пассивно дуется, не принимает и в сердце презирает другого. Такой спор остаётся «бесплодным» — без будущего.
Так как долям истины не дали выражения — не привели их в жизнь. Не дали им соединиться в одно целое, бессмысленно израсходовали потенциал. Поэтому и грустно, и очень обидно.
Остаётся только одно. Кто изменит сценарий «не во имя Небес» на сценарий «во имя Небес», кто мудрее и сильнее духом, кто уступит и первый окажет уважение второму, чтобы тот мог полностью себя выразить. До конца внимательно выслушает второго. Подождёт. Может, ему есть ещё что добавить. И ещё…И ещё…
Потом глубоко, с уважением прочувствует, какое хорошее намерение породило это мнение, какая доля истины есть в нем (хоть оно, на первый взгляд, противоречит его собственному мнению). Так он даст второму участнику спора восстановить уверенность в том, что его слова — не лишние, а мысли — интересные.
После такого изменения сценария второй «актёр» тоже поймёт, что сценарий меняется. Иногда не сразу. И, конечно же, очевидно, что чем больше он уверен в себе, тем легче ему будет измениться. А если ему тяжело, — тем больше он нуждается в поддержке и терпении.
Конечно, если потом, в «мирное время» получится спокойно поговорить о том, что между вами происходит, это тоже будет замечательно.
Кто берёт на себя ответственность сам, а не отдается на милость и добрую волю других людей, тот и меняет сценарий. Тот и строит свой дом, соединяя кирпичи разногласий в гармонию, поднимая «до Неба» своё семейное счастье.
Такой человек уподобляется Тому, Кто устанавливает мир на Небесах, и так приглашает Его и приводит в свой дом.
Теперь выбор за Вами.
Удачи!
С уважением, Хая Черняк
Пуа Штайнер
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Хава Куперман
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Авраам Коен
Рав Авраам Коэн
Лифта — это брошенная в 1948 году арабская деревня, которая находится в самом центре Иерусалима, в природном парке Кедровая долина. Здесь прекрасные виды, естественная миква, развалины арабских домов, все составляющие неформального туризма.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону