Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»

Основа гмилут хасадим (важнейшего правила праведности — делать добро ближнему) состоит в том, чтобы исполнять желания других людей и приносить им удовлетворение.

Об этом же пишет Месилат ешарим (гл. 19): «Каждый человек должен стремиться сделать для ближнего все, что в его силах, чтобы доставить ему удовольствие и душевный покой, в том, что касается уважительного отношения к нему, и во всех других делах. Всякое дело, о котором знает человек, что, сделав его, доставит удовольствие товарищу, — праведный человек обязан сделать».

И вот важный принцип гмилут хасадим: идти навстречу желаниям всех людей. Недостаточно одного только общего стремления делать добро; необходимо еще стараться предугадать желания ближнего, понять, что могло бы доставить ему удовольствие. Для этого нужно немало мудрости, ибо взгляды и мнения людей различны, и то, что хорошо и правильно в глазах одного, может оказаться неприемлемым для другого.

Этот принцип мы выводим из Талмуда. Сказал раби Элазар: Вознаграждаема цдака (подаяние нуждающемуся; имеется в виду вознаграждение с Небес дающему) в той мере, в какой был в ней хесед (усилие и старание дающего) (Сукка 49б). Объясняет Раши, что деньги, переданные бедному, называются здесь цдака, а то, что дающий утруждает себя, стараясь, чтобы бедный извлек из полученного максимальную пользу для себя, называется хесед. Например, дающий сам приносит деньги бедному домой, или дает готовый выпеченный хлеб, или одежду… То есть, заключает Раши, все внимание и забота дающего направлены на истинное благо бедного.

Совершенно ясно: секрет успеха в добрых делах в том, чтобы направить внимание и заботу на пользу ближнему (другими словами, узнать желания и потребности нуждающегося и удовлетворить их).

Рассказывают, что однажды один из учеников благословенной памяти раби Исраэля Салантера жаловался ему, что он очень старается делать хесед своей жене, но это плохо удается. Ответил ему раби Исраэль: Знай, что хесед, который ты ей делаешь, измеряется не твоими оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает, а ее оценками, что хорошо для нее и чего ей недостает!

Ответ раби Исраэля, несомненно, точно попадает в цель!

Из всего сказанного следует, что если, к примеру, кто-то дал нуждающемуся одежду, а тому не понравился ее цвет, и он остался недоволен, то дающий просто выбросил свои деньги. И он не должен думать, что получатель, по крайней мере, обязан сказать ему слова благодарности и изъявить свою признательность. Ибо, поскольку учили нас мудрецы наши, что цдака ценится в той мере, в какой был в ней хесед, а тот, кто подарил нуждающемуся одежду, не удовлетворил его желаний и не порадовал его сердца, — он, как говорят, «нырнул в бурные воды и вернулся с глиняным черепком в руках». Хуже того, он, по сути дела, причинил получателю чувство горечи и неудовлетворения, и, если это так, почему же тот должен его благодарить? (Несомненно, если у получателя подарка хватит на то душевных сил, он должен перебороть в себе чувство разочарования, встретить подарок сердечно и приветливо и тем сделать хесед дарящему. Однако требовать этого дарящий, как нам кажется, не имеет права).

Приведем еще один пример на эту тему (Авот дераби Натан 48:1). Раби Шимон бар Йохай пришел навестить одного больного проказой, который тяжело страдал и из-за этого проклинал Имя Всевышнего, упаси Б-же. Раби Шимон бар Йохай упрекнул его. Тот ответил: «Да будет воля Небес, чтобы моя болезнь перешла на тебя». Раби Яабец объясняет: Причиной проклятия было то, что раби Шимон бар Йохай пытался умиротворить больного в минуту гнева, а ведь мудрецы наши предупреждали, что не следует делать этого, — даже с самыми чистыми намерениями, на благо умиротворяемому. Однако, как мы видим, в отношениях между человеком и ближним одних только благих намерений недостаточно…

с разрешения издательства Швут Ами

Сделать пожертвование на странице Хесед


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?