Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников

20) А если ты спросишь и скажешь: Разве не объяснено в Торе, что есть страдания для испытания? Например: Б-г испытал Авраама и сказал ему: «…Возьми своего сына, единственного своего, которого ты любишь, Ицхака, пойди в землю Мориа и принеси его там во всесожжение на одной из гор…» (Берешит 22:1—2). И также: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, вот уже сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце — будешь ты хранить Его заповеди или нет» (Дварим 8:2).

Объяснение этому таково: Святой, благословен Он, подвергает испытанию не всякого человека, но только своих праведников, как сказано: «Ашем испытывает праведника» (Теилим 11:5). Так толковали в Берешит раба (55:2): «Когда гончар проверяет свои изделия, он не проверяет бракованные кувшины, которые разлетелись бы от первого же щелчка. Он проверяет хорошие кувшины, которые даже от нескольких постукиваний не разобьются. Так и Святой, благословен Он, не испытывает порочных, которые не устоят. А кого Он испытывает? Праведников, как сказано: “Ашем испытывает праведника” и написано: “Б-г испытал Авраама”.»

21) И что это за испытания? В своем служении Святому, благословен Он, и в соблюдении заповедей человек сталкивается с большими хлопотами и трудностями. Ибо есть люди, которые выполняют заповеди и совершают добрые дела, когда они сами приходят им в руки — в покое и довольстве. Но в стесненных обстоятельствах, когда служение сопряжено с большими хлопотами и тяжелым трудом, не делают. Поэтому Святой, благословен Он, отягчает трепещущих перед Ним определенными испытаниями, чтобы они приняли на себя заповеди и выполняли их, преодолевая трудности. И тогда их награда за эти заповеди умножится многократно.

Но зачем испытывать человека — ведь открыто перед Ним, да будет Он благословен, и известно Ему, примет ли на себя испытуемый такое служение, сопряженное с трудностями? Однако награда дается человеку не за его веру и не за готовность совершить поступок, но за сам поступок. И поэтому праведник получает возможность реализовать свои добрые намерения и совершить поступок, увеличивающий его заслуги.

Но почему это называется «испытанием», разве не все как на ладони перед Ним, да будет Он благословен? Несмотря на это, выбор остается за человеком: захочет — сделает, не захочет — не сделает. Получается, что сам праведник безусловно испытывается относительно заповеди. Поэтому (ситуация) называется «испытанием» со стороны испытуемого, но не стороны Испытателя, да будет благословенно Его Имя.

22) И такое испытание — благо для человека, а не возмездие и не несчастье. Ибо Он испытывает того, о ком известно, что он выйдет с миром из этого испытания, чтобы увеличить его награду, как было сказано.

И с тем был испытан Авраам, чтобы принял на себя тяжкое служение и чтобы его награда сохранялась вечно, как написано: «Собою клянусь, — сказал Ашем, — за то, что ты совершил это и не пожалел своего единственного сына, Я благословлю тебя и многократно умножу твое потомство…» (Берешит 22:16—17). И с тем был испытан в пустыне народ Израиля, чтобы ради Имени Святого, благословен Он, и Его Торы они приняли на себя трудности и опасности, связанные с переходом через пустыню, и получили за это награду, как сказано: «И помни весь путь, которым вел тебя Ашем, твой Б-г, эти сорок лет по пустыне, чтобы, изнуряя тебя, испытать и узнать, что на твоем сердце…» (Дварим 8:2). И еще сказано: «Я помню о благосклонности ко Мне в твоей юности, о твоей любви, когда ты была невестой, как ты шла за Мной по пустыне, по незасеянной земле» (Ирмия 2:2). Получается, что эти испытания — благо для человека, ибо, устояв, он удостаивается награды. И Имя Святого, благословен Он, превозносится этим, ибо в испытании выявляется, насколько велики в сердцах Его слуг любовь к Нему и трепет перед Ним, насколько их влечет к Его заповедям — ведь они выполняют Его волю, как желание своих сердец.

23) Но ты можешь спросить: «А ведь царь Хизкия был подвергнут испытанию и не устоял в нем, как сказано: “И только при послах правителей Вавилона…покинул его Б-г, чтобы испытать его и узнать все, что у него на сердце” ( II Диврей аямим 32:31)»?

Святой, благословен Он, никогда не испытывал этого праведника и ни о чем его не просил, но тот совершил проступок по собственному почину (похваляясь своим богатством, показал послам царские сокровищницы). И поэтому написано: «Покинул его Б-г, чтобы испытать». Т.е. Он не сделал для него чуда и не помог ему подобно тому, как чудесным образом спас его от ассирийского царя Санхерива или излечил от смертельной болезни, но предоставил самому себе — за то, что Хизкия возгордился своим чудесным излечением, как написано о нем: «И не воздал Хизкия за оказанное ему благо, ибо возгордилось его сердце» (там же, 25). Поэтому-то Святой, благословен Он, предоставил его сейчас самому себе, а он, возгордившись, оступился, согласно принципу: «Кто хочет оскверниться, тому предоставляют возможность; кто хочет очиститься, тому помогают» (Шабат 104а, Йома 38б).

24) Подобным же образом поступил Святой, благословен Он, с народом Израиля при вступлении в Землю Израиля. Они согрешили и не желали изгонять обитателей Земли, как сказано: «Я вывел вас из Египта и ввел в Землю, о которой клялся вашим отцам, и сказал: “…Не заключайте союза с жителями этой земли — их жертвенники разрушьте”. Но вы не послушались Моего голоса. Что вы наделали?» (Шофтим 2:1—2). И написано: «И Я не стану изгонять от их лица народы, которые оставил, умирая, Иешуа, чтобы испытать ими Израиль: будут ли они держаться пути Ашема и следовать по нему» (там же 2:21—22). И написано: «И были они оставлены, чтобы испытать народ Израиля и узнать, будет ли он повиноваться заповедям Ашема» (там же 3:4). Он хотел совершить для них чудеса, чтобы каждый из них преследовал тысячу неприятелей, как это было вначале, но они согрешили, не пожелав изгонять народы, и заключили с ними союз. Они не устояли в испытании и оступились, но само испытание не было угодно Святому, благословен Он, а произошло в результате того, что Он приказал им изгнать народы, а евреи ослушались.

25) А то, что сказано о мане: «Вот, Я дождем дам вам хлеб с неба; и пусть выходит народ и собирает ежедневно, сколько нужно на день, чтобы Мне испытать, будут ли они следовать Моей Торе, или нет» (Шмот 16:4). Это испытание, как и любое другое, есть проявление милосердия к народу Израиля, который, оказавшись в великой и грозной пустыне без пропитания, получал свою пищу каждый день, сколько нужно, чтобы научиться уповать на Святого, благословен Он, и на его пророка. И об этом написано: «Он кормил тебя в пустыне маном, которого не знали твои отцы, чтобы смирить тебя и чтобы испытать тебя, а затем воздать тебе благом» (Дварим 8:16).

Итак, мы учили, что испытание не приносит человеку страданий, приводящих к гибели, и не ведет к тому, чтобы все свои дни он прожил в беде и позоре, оторванный от служения Б-гу и изучения Торы, — но это тяготы, ведущие к покою, и трудности, завершающиеся радостью и миром. И тем более испытания не приводят к тому, чтобы имя человека было забыто, а он сам истреблен из этого мира. Поэтому испытание вообще не относится к страданиям — ни к причиненным любовью, ни к искупительным; но все оно — великое благо для испытуемого.

Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?