Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Накануне праздника Шавуот, Дня дарования Торы, уместно вспомнить, что наши мудрецы настойчиво подчеркивают одну мысль: не на Синае мы получили ее и не шестого числа месяца сиван. Каждый еврей получает ее ежедневно, когда учит, и везде, где готов пожертвовать ради нее жизнью.

Сказано о потомках Авраама, Ицхака и Яакова (Шмот 32:9) ­«Народ жестоковыйный» (кше-ореф, упрямый). Мидраш поясняет (Шмот Раба 42): «Эти слова сказаны не в осуждение, а с похвалой». Рамбам пишет в своем комментарии (на Дварим 7:7), что именно поэтому евреи были избраны Всевышним: «Избранный любящим — тот, кто готов терпеть от любящего все. Израиль более других народов подходит для этого; как сказано в Талмуде (трактат Бейца 25б): “Израиль — самый несгибаемый среди народов мира, ибо выдержал все испытания; так и говорят: либо еврей, либо распят (в том смысле, что живого еврея, изменившего своей вере, не бывает)”».

Приведем несколько примеров самопожертвования во имя Торы, проявленного российскими евреями. Взяты они из книги-биографии учителя нашего поколения, раби Моше Файнштейна. В первых главах рассказывается о его отце, раби Давиде.

«Сразу после захвата власти большевиками, вся страна впала в хаос гражданской войны. Замученные и завшивленные солдаты красной и белой армий вымещали злобу на евреях, живших в местечках, расположенных в зоне военных действий. Начальники Красной армии, по крайней мере официально, не одобряли погромов. Белые же расправлялись с евреями с полного одобрения офицеров. Тот факт, что многие евреи в то время находились в руководстве компартии, не способствовал уменьшению антисемитизма у всех, кто поддерживал старый режим. На Украине белые убили десятки, сотни тысяч евреев… В канун 5681 года (1920) озверевшие казацкие эскадроны вторглись в Белоруссию. В Стародыне произошел ужасный погром. Казаки не только грабили еврейские дома, но и безжалостно вырезали целые семьи. Затем они схватили раби Давида и увезли за город, требуя с еврейской общины огромный выкуп. Община уже было согласилась выплатить все, чтобы спасти своего раввина, но р.Давид, зная, в какой бедности прозябают евреи его местечка, сделал все, чтобы бандиты ничего не получили, поскольку не без оснований считал, что убийцам ни в коем случае нельзя доверять; к тому же он опасался, как бы выплаченный выкуп не поощрил злодеев к новым преступлениям. Так или иначе раввин сумел передать послание в местечко, запретив властью раввина платить выкуп… Вскоре казаки, по каким-то причинам, решили освободить р.Давида. Но перед этим потребовали, чтобы тот произнес вслух, повторяя за ними каждое слово, одно заявление, которое было зачитано ими по-польски — на языке, которого он не понимал. На это требование р.Давид ответил: “Ни за что не произнесу то, что мне непонятно”. Казаки вновь стали угрожать ему. В конце концов раввин был отпущен невредимым, после чего вернулся в свою общину, в которой еще долгое время после этого возносили благодарственные молитвы за его чудесное избавление…»

В той же книге читаем о других раввинах: «Коммунисты обложили синагоги непосильными налогами, желая тем самым вынудить раввинов прекратить свою деятельность. Некоторые из них капитулировали перед властями и оставили посты. Но многие, продолжая платить непосильные подати, оставались на своей работе. Например, руководитель хасидов Хабада, ребе Йосеф Ицхак Шнеерсон, за неповиновение властям провел некоторое время в заключении. Затем в 5687 году (1927) его выслали из страны. Раби Йехезкель Аврамский в 5690 году (1930) был осужден на каторжные работы в Сибири. Он пробыл на каторге два года, после чего был освобожден в результате вмешательства влиятельных лиц из-за рубежа. Многие в те лихие года были арестованы, замучены пытками, расстреляны по суду, многие без суда бесследно исчезли в тюремных подвалах, сгинули в лагерях… Всякий раз, когда раввин оставлял свой пост, советские газеты захлебывались от восторга, трубя на всех углах об очередном “служителе культа, у которого раскрылись глаза”. Раби Моше Файнштейн усматривал в этом публичное осквернение Имени Всевышнего. Он чувствовал, что не вправе уйти со своего поста, что должен продолжать свою работу, даже если придется поплатиться за это жизнью… Позднее р.Моше писал о раввинах, которые не оставили своих обязанностей, что по иронии судьбы именно они избежали жестокой участи, постигшей большинство “служителей культа” в СССР. Капитулировавшие перед злодейской властью нашли свою кончину в далекой Сибири… Через многие годы на вопрос, почему он долго оставался в России, не соглашаясь эмигрировать оттуда, р.Моше Файнштейн ответил просто: “Я был единственным раввином на многие сотни верст вокруг родного города и поэтому чувствовал, что моя обязанность — оказывать духовную помощь местным евреям, а также евреям многих окрестных местечек”. Он согласился на эмиграцию лишь тогда, когда увидел, что иной возможности выжить у него нет».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?