Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам журнала «Исток»

АХАРЕЙ

Начнем с важного замечания. На этой неделе раздел Ахарей читается только в Эрец Исраэль. Откройте календарь:21-го апреля, пятница ­Седьмой день Песаха; 22-го — суббота, читается глава Ахарей. Но за пределами Страны Израиля праздники еще не кончились! Вы знаете, что в общинах галута (рассеяния) еврейские праздники справляются каждый два дня подряд: Сукот, Шмини Ацерет (его второй день называется Симхат Тора), Песах, Седьмой день Песаха и Шавуот. Поэтому на этой неделе 22-го апреля в Израиле — очередная суббота, а у евреев галута (Москва, Нью-Йорк, Амстердам и пр.) — кроме субботы, еще и праздник. Главу Ахарей они будут читать через неделю. Такое расхождение продолжится до конца июля, когда «рассеянные» евреи, завершая книгу Бемидбар, прочтут сдвоенную главу Матот-Масей и «догонят» израильтян.

* *

Недельная глава посвящена подробному описанию работы, совершаемой первосвященником в Храме в Йом Кипур. В память об этой работе, утраченной нами после разрушения Храма, мудрецы постановили читать первую главу из нашего раздела (гл.16 книги Ваикра) в Судный день, Йом Кипур. В 30-м стихе главы сказано самое главное о Йом Кипуре, о его смысле, назначении, о том, ради чего мы считаем этот день главным днем года: «Потому что в этот день искупит вас (первосвященник), ОЧИСТИВ ОТ ВСЕХ ВАШИХ ГРЕХОВ; перед Всевышним будете очищены».

А теперь посмотрим, как начинается наша глава: «И говорил

Всевышний (пророку) Моше после смерти двух сыновей Аарона, приблизившихся к Всевышнему и умерших…» Но дальше о смерти сыновей Аарона и ее причине — ни слова. Разговор идет исключительно о Йом Кипуре. Для чего тогда сказано, что Аарон лишился сыновей? Да еще как сказано — «приблизившихся и умерших»! Загадка.

Никакая не загадка. Мудрецы, на основании Устной Торы, сообщают, что Тора не зря так начинает главу. Сыновья Аарона были святыми людьми. Согласно Мидрашу, их оплакивал весь еврейский народ. Умерли они именно потому, что приблизились. Т.е. стояли настолько высоко в духовном плане, что малейшее их прегрешение не могло не привести к гибели.

Мы знаем, что за всякий свой поступок человек несет ответ. Это то, что называется расплатой, или воздаянием. Мир создан справедливо, и все, что мы получаем в результате, вполне нами заслужено. Мы не можем влиять на совершенное нами — что сделано, то сделано. Остается ждать расплаты (награды или наказания). И только искреннее исправление может стереть наше плохое дело. И еще искупляет — смерть. Не всегда, не каждого, но есть в смерти элемент искупления…

Чем выше человек, тем строже с него спрашивается. В другом месте мы читали, что Моше и Аарон не вошли в Святую землю. Они были наказаны за дела, которые другим, быть может, простились бы. То же самое произошло и с сыновьями Аарона. Обычно на уроках приводят мнение, согласно которому они злоупотребили вином перед работой в Храме. Это не совсем точно. Нигде не указано, что именно они сделали, но Мидраш приводит несколько причин, по которым «сошел огонь с неба и поразил их». Среди этих причин есть и вино. Но не в вине дело! Мы тоже произносим субботний Кидуш над бокалом вина. Так вот, священникам Храма перед работой был запрещен даже один бокал для Кидуша…

Из этой истории мы учим совершенно неожиданную вещь. Написано в Иерусалимском Талмуде (начало трактата Йома): «Почему упоминает (Тора) их смерть (в главе, посвященной) Йом Кипуру? Чтобы сказать, что как Йом Кипур искупает (грехи) Израиля, так и смерть праведников искупает Израиль».

Смерть праведников. Мы, Израиль, живем, что-то совершаем, иногда ошибаемся, — и за это, строго говоря, нас ждет наказание. Но умирает праведник — и с нас «списываются» наши грехи!

Тяжело терять праведников? Очень тяжело. Они — наши учителя, наши воспитатели. Без них падает уровень народа. С их уходом образуется вакуум. Понятно, что придут новые праведники, — но то будут другие учителя, другие люди, пусть даже святые, но другие…

За несколько последних лет еврейский народ потерял целую плеяду мудрецов. После смерти самого авторитетного учителя нашего поколения, раби Моше Файнштейна, остались два общепризнанных законоучителя, поским высочайшего уровня (посек — мудрец, принимающий законодательные решения, обязательные для всех евреев): раби Шломо Залман Оербах и раби Шалом Йосеф Эльяшив. К ним обоим всегда обращались для решения самых сложных актуальных проблем, касающихся законов Торы. Обращались из всех общин мира — «литваки», хасиды, сфарадим, потомки немецких евреев. Каждый из этих двух раввинов встречался с людьми, давал советы, помогал словом и делом. И вот тяжелая утрата — два месяца назад в возрасте 84 лет умер рав Оербах. На его похороны пришли более трехсот тысяч человек. Такого не видел Иерусалим за все годы своей новейшей истории. Так не прощались ни с политиками, ни с деятелями культуры. «Скажите, кем был этот рав, если на его похоронах больше народу, чем на похоронах Нобелевского лауреата? — спрашивали некоторые члены Кнесета (об этом писали газеты). — Где размещалась приемная его офиса? Почему он не влиял на политику?» Им было трудно понять, что роль еврейского мудреца и праведника много выше того уровня, к которому стремятся люди, далекие от Торы. Хоронили скромного еврея, который не имел даже собственной квартиры. Хоронили человека, который ничем не занимался, кроме Торы и ее заповедей.

«Смерть праведников искупает Израиль».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?