Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Вопросы и ответы по недельной главе

Вопрос.

В этой главе, Моше начинает обучение еврейского народа с заповеди соблюдения Субботы. Из всех запрещенных типов работы, Тора упоминает здесь лишь: «не зажигайте огонь». Почему Суббота была первой мицвой, которую Моше объяснил нашей нации, когда он спустился с Горы Синай и почему именно зажигание огня упомянуто здесь?

Ответ.

Вообще большинство типов работы, запрещенных в Субботу, не упомянуто письменной Торой непосредственно. На них, однако, намекает сопоставление мицвы построения Храма и запрещение делания работы в Субботу[1]. Любой из типов работы, которые были нужны для построения Храма, прерывались в течение Субботы. Было в целом 39 видов такой работы, и мы, таким образом, учим из этой главы 39 запрещенных действий в Субботу[2].

Лишь одна работа упоминается явно — запрещение разжигать огонь. Рамбан[3] пишет, что до сих пор мы не знали бы, являются ли законы Субботы такие же, как для Йом Това (праздника) или более строгие. В праздник нам разрешается зажечь огонь от уже существующего огня и использовать его для приготовления пищи. Эта глава начинает с объяснения, что в Субботу и это запрещено[4].

Другое интересное объяснение может быть следующим. Известно, что обычно главная причина нарушения Субботы это именно «разжигание огня». Движение автомобиля, включение света[5] и использования большинства электрических устройств, тем или иным способом попадает в эту категорию[6]. Большинство нарушителей Субботы находят самым сложным избежать именно этой запрещенной работы[7]. Это может быть причиной, почему Тора подчеркивает здесь эту категорию работы.

На самом деле, важный закон вытекает из этого. Шулхан Арух[8] говорит, что, если мы уверены, что мы не можем остановить чье-то случайное нарушение мицвы, мы не должны упрекать этого человека. Лучше, если он будет нарушать закон по ошибке, чем специально. Исключение — законы, которые упомянуты непосредственно в Письменной Торе[9]. В нашем случае, так как Тора открыто упоминает запрет зажигания огня в Субботу, мы должны упрекнуть даже человека, который все равно не послушается.

Наши мудрецы учат, что, когда наша нация соблюдет две подряд идущие Субботы должным образом, мы будем избавлены[10]. Да заслужим все мы увидеть исполнение этого предсказания.

Глава Пекудей.

Вопрос.

В этой главе мы узнаем о создании священнической одежды. Две наиболее странные одежды называются Хошен Мишпат (нагрудник суждения) и Эйфод. Помимо множества деталей в описании этих двух одежд, упомянута специальная мицва — они должны быть соединены вместе через определенные пояса со специальными камнями. Действительно, это считается одной из 613 заповедей нашей Торы: не отделять Хошен от Эйфода[11]. Тора описывает двенадцать драгоценных камней, используемых для Хошен Мишпат. На камнях были выгравированы имена двенадцати племен и другие слова. Наконец, Тора велит вставить в Хошен какие-то «Урим» и «Тумим». Каково значение этих двух статей одежды, почему они должны быть соединены, и что такое Урим и Тумим?

Ответ.

Как мы упоминали в предыдущей главе, детали, описанные в священнической одежде чрезвычайно важны. Мы теперь обсудим две из одежд Первосвященника: Хошен и Эйфод. Хошен был маленькой (9-дюймовой) квадратной тканью, сделанной из шерсти и льна[12]. Он содержал 12 различных драгоценных камней в трех колонках, четыре драгоценных камня в каждой колонке[13]. На камнях были выгравированы названия двенадцати племен, имена Авраам, Йицхак, Яков и слова «Шивтей Йешурун[14]» (Племена Израиля). На этих камнях было в целом 72 буквы, соответствуя семидесяти душам, которые прибыли в Египет с Яковом, и Аврааму с Йицхаком[15].

Эйфод был длинным предметом одежды, также сделанном из разноцветной шерсти и белого льна. Он походил на передник, надетый сзади. Эйфод имел две лямки с драгоценным камнем в каждом. На этих камнях также были имена двенадцати племен, шесть имен на одном камне и шесть на другом[16]. Хошен носили на груди, и соединяли с Эйфодом через лямки на плечах. Низ Хошена также соединялся с Эйфодом сзади, через ремни под локтями.

Как мы упоминали в главе Тецаве, Хошен соответствовал Зер Анпин[17], а Эйфод — Малхут. Это объясняет уникальные отношения между этими двумя одеждами и мицву, держать их соединенными[18].

Одна из целей Хошена с Эйфодом состояла в том, чтобы получать определенное пророческое вдохновение[19]. Были определенные правила, согласно которым камни могли использоваться, чтобы спросить у Всевышнего[20]. Урим и Тумим были специальными Б-жественными Именами[21], вставленными в Хошен. ГР"А[22] объясняет, что Урим были 42-буквенным Именем, а Тумим — 72-буквенным Именем Всевышнего[23].

Когда задавали вопрос, Коэн Гадоль концентрировался на первом Б-жественном Имени и некоторые буквы на камнях, загорались духовным светом. Этого не было достаточно, чтобы понять сообщение, так как те же самые буквы могли составлять различные слова. Коэн теперь концентрировался на втором Имени и был в состоянии соединить буквы в слова и предложения. Слово Урим таким образом происходит от слова «свет» и Тумим от «совершенствования» — составления слов. Вообще использование Урим и Тумим требовало времени и большой концентрации[24], и не каждый раз Коэн Гадоль заслуживал получить ответ[25]. Так как тайна Урим и Тумим была известна мудрецам поколения, они иногда использовали подобную технику, чтобы получить Б-жественные ответы на их вопросы[26]. Это объясняет то, почему в Израиле, в древние времена, было множество Эйфодов.

Даже при том, что в течение периода Второго Храма, Коэн Гадоль все еще имел все восемь одежд, мы не заслуживали использовать Урим и Тумим[27]. Когда мы заслужим окончательного избавления, Урим и Тумим будут использоваться снова, как сказано (Эзраа 2:63): «пока не встанет Коэн с Урим и Тумим[28]».


[1] См. Мишна, Шаббат 7:2 и Талмуд там. См. также Рабейну Бахъе 35:1.

[2] Зоар (2:197; 2:203) и Аризаль объясняют также, что, так как золотой телец построили эрев рав (смешанное множество египтян, которые присоединились к нашей нации, когда мы вышли из Египта), Моше теперь начал с того, что собрал только еврейский народ (не эрев рав), и повторил мицву о Субботе — знак между Всевышним и «Детьми Израиля».

[3] К Шемот 32:3 от имени Мехилты.

[4] См. также другое объяснение в Эц Адаат Тов, что нарушая Субботу человек «зажигает» огонь в Геиноме. См. также Зоар 2:203а.

[5] См. Керен Ледовид, 80. См. однако Хазон Иш, Орах Хаим 50:9, что иногда работа, связанная со включением света попадает в категорию «готовки» или «строительства электрической цепи», см. однако Беер Моше, 6, Кунтрас Электрик, 23:23, что согласно большинству мнений, работа здесь — именно «зажигание».

[6] Можно было утверждать, что перенос предметов по улице — еще более частое нарушение Субботы. На самом деле ношение — другая работа, подсказанная в Торе в стихе (Шемот 16:29) «не выходите из своего места», что означает не выносить что-либо из наших мест (Талмуд, Эйрувин 17б, см. Тосафот, Шаббат 2а начинание со слов Пашат). Отметьте, что, согласно многим мнениям, большинство наших улиц не имеет статуса Решут Арабим и поэтому несущий нарушает только раввинское запрещение, но движение автомобиля по всем мнениям запрещено законом Торы. Кроме того, водитель ломает Субботу сто раз каждую секунду (Нишмат Шаббат 5:273).

[7] Фактически первое нарушение Субботы Консервативного движения было ведение автомобиля. Это случилось после того, как они нашли слишком трудным, особенно вне города, приходить в свои «храмы» пешком. Со временем большинство из них стали также осквернять Субботу многими другими способами.

[8] Орах Хаим, 608:2.

[9] См. однако комментарии к этому закону относительно того, когда этот закон применяется.

[10] Талмуд, Шаббат 118б.

[11] Рамбам, Сефер Амицвот, Отрицательная Заповедь 87, на основании Талмуда, Макот 22а.

[12] Отметьте, что большинство одежд Первосвященника включало шерсть и лен. Обычно такие смеси запрещены, (их называют шатнез). Это — один из случаев, где что-то, что является килкуль (разрушение) фактически, служит исправлением в Храме. Большая Святость Храма позволяла корню шерсти исправить корень льна (см. ГР"А к четвертой главе Сифра Децниута начиная со слов «Зэ Сод Шатнез»).

[13] См. Бемидбар Раба 2:7, относительно того, какой камень соответствовал какому племени. См. также Пирке ДеРаби Элиэзер (37) что, когда был грешник в одном из племен, их камень прекращал сиять.

[14] См. Талмуд, Йома 73б.

[15] См. также наши слова к главе Ноах.

[16] Содержа в целом 50 букв.

[17] Собрание главного Управления Сфирот от Хесед до Йесод.

[18] См. Аризаль, Шаар Амицвот, Глава Тецаве. См. также Реканти (28:30). Вообще наше общее исправление в этом мире — соединить Малхут с Зер Анпин. Многие говорят перед исполнением мицв: «Лешем Иихуд Кудша Берих Ху Ушхинтэ» — ради объединения Всевышнего с Его Шхиной. Когда мы показываем нашу готовность «получить» Б-жественный Поток, Всевышний дарует его нам. Мы же показываем нашу готовность через выполнение заповедей!

[19] Однако это было ниже, чем уровень, достигаемый обычными пророками (см. Рамбан, 28:30).

[20] См. Талмуд, Йома 73а.

[21] Это — то, почему Тора не упоминает «строительство» Урим и Тумим, в противоположность одеждам (см. Рамбан, 28:30).

[22] В Адерет Элияу (28:30), см. Беер Йицхак. См. также Зоар 234б.

[23] См. наши слова к главе Ваера.

[24] Согласно некоторым интерпретациям, один из пяти грехов Короля Шауляя был в том, что он не подождал ответа Урим и Тумим в течение его первой войны с Филистимлянами (см. Шмуэль 1:14:19).

[25] См. Талмуд, Yoma 73.

[26] См. Рамбан 28:30, см. также ГР"А к Шмуэль 1:1:16 для интересного объяснения того, почему Эли решил, что Хана была пьяной. Он увидел, что буквы «Шин», «Хаф», «Реш» и «hэй» засветились на нагруднике, и подумал, что они образуют слово «Шихора» — пьяная. По правде говоря, он не соединял их правильно, и сообщение было «КеСара» — как Сара — т.е., она является бездетной. Это поддерживает факт, что время от времени Урим и Тумим использовались для личных запросов, хотя их главное использование было для Короля или кого-то очень необходимого еврейскому народу.

[27] Сота 48б.

[28] Т.е. до прихода Машиаха (Сота 48б).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?