Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Путь еврейского самовоспитания.

Болезнь самонадеянности

Хотя мы и не будем в нашей работе перечислять все болезни души и все лекарства от них, все же о некоторых из них необходимо поговорить отдельно. Мы уже говорили о лени, потому что она — один из главнейших душевных недугов, и зараженный ею не сможет сделать даже первого шага по пути служения Б-гу. А теперь мы не можем обойти своим вниманием и болезнь самонадеянности, потому что она очень опасна, и тот, кто болен ею, движется прямо в преисподнюю, Б-же упаси. И как больно и как печально, что эта болезнь в наше время так широко распространилась среди юношей, которым не хватает разума и сердца!

Такой юноша считает себя совершенно самостоятельным и независимым. Он точно знает, как следует поступать, он понимает, что для него и для его души хорошо, а что плохо. Бывает, что его отец или наставник что-то говорит ему, хочет помочь и направить, — а юноше кажется, что он сам все гораздо лучше понимает. Поэтому ему кажется, что наставник пытается силой заставить его что-то делать, просто потому, что так ему захотелось. И он начинает относиться к своему раву все хуже, отдаляться от него все больше, пока, наконец, вообще не перестает обращать внимание на его слова. И если ученик сам не почувствует, что душа его поражена этой болезнью, и не бросится сам выкорчевывать ее, истреблять внутри себя — конец его будет очень горьким, Б-же упаси. Из такого юноши никогда не выйдет ничего хорошего, ни одного доброго качества не сможет он приобрести, и даже то хорошее, что всегда есть в сердце любого еврея, у него испортится, извратится и станет отвратительным; все, что только ни есть в нем, будет дурно, Б-же упаси. Все он будет понимать наоборот: доброе считать дурным, а дурное — добрым. Все свойства своей души он обратит к злу, станет ненавидеть то, что необходимо любить, а мерзкое полюбит и начнет тянуться к нему. Это о нем горюет пророк в словах (Йешая 5: 2): «Хотел вырастить виноградник — а вырастил колючки». В нем ведь были добрые чувства, просто потому, что он — еврейский юноша, и Б-г Израиля ждал, что его душа взрастит виноград. Однако выросли лишь сорняки: все испорчено, все превратилось в яд и горечь!

Корень этой болезни — гордость и самодовольство, и хазаль давно предвидели ее появление, когда сказали, что «перед приходом Машиаха усилится наглость» (Сота 49б). В предыдущих поколениях ученики с радостью подчинялись и слушались своих родителей, преподавателей и наставников; они знали, что их собственный разум еще слаб, неразвит и не в состоянии справиться в одиночку с той важнейшей и тяжелой задачей, которая на них возложена: вырасти и превратиться в великих людей народа Израиля. Для них наставник был долгожданным проводником, которого встречает измученный путешественник, заблудившийся ночью в страшном, непроходимом лесу. Они всецело полагались на него, ожидая, что он выведет их на верную дорогу, к людям. Они любили учителей, благословляли их; каждое слово, срывающееся с их уст, почитали как святыню, благоговейно впитывали и бережно сохраняли в самых глубинах души. Сегодня все не так: нынешний юноша, гордясь, восклицает: «Я и сам обойдусь, мне не нужна помощь, я самый умный, и все, что я делаю — правильно!».

Еврейский юноша! Ты дочитал уже до этого места и начал воспринимать душой наши слова. Ты уже начал понимать, что такое на самом деле еврейский юноша, какова его связь с Б-гом и какая на него возложена святая обязанность: превратиться в великого еврея, ведущего за собой весь святой народ. Рассуди теперь: разве можно заболеть сильнее, чем этот мальчик-гордец? Тебя мы не должны предостерегать от этой напасти: мы уверены, что слова Торы, о том, что человек должен трепетать перед матерью и отцом, и слова хазаль о том, что трепет перед раввином — как трепет перед Небесами(Авот 4: 15), запечатлены в твоем сердце навечно. Ты прекрасно понимаешь, что Б-г обучает тебя Торе, а голос Его — это голос твоего рава; и неважно, говорит рав с тобой о Торе, о служении или даже о правилах поведения, основанных на Торе. Вспомни, как дрожал народ, стоя на горе Синай и внимая голосу Б-га, раздающемуся из языков пламени! Так и ты дрожишь, сидя в ешиве и напоминая себе, что зал учения полон ангелов и что голос, звучащий в нем — глас Б-га, облекающийся в голос твоего рава и проникающий прямо тебе в душу. Страх и радость, трепет и любовь переполняют тебя и заставляют сжиматься твое сердце, и ты всецело отдаешься словам Торы, различимым в звуке раввинского голоса.

Тебе не нужно много рассказывать о гордости. Однако вспомни слова Мишны (Авот 4: 4): «Очень-очень будь смиренным». Гордость необходимо изгнать из сердца совершенно, чтобы и следа от нее не осталось1. А ведь может оказаться, что среди вас есть юноша, который, хоть и не настолько самонадеян, чтобы открыто пренебрегать советами учителя и рава, все же хранит в душе намек на гордость. Может быть, есть среди вас ученик, который подчиняется учителям с недостаточной готовностью, недостаточно уважительно относится к ним самим и к их словам? Такой юноша, скорее всего, найдет в себе силы подавить это отвратительное качество, поскольку оно не смогло окончательно укрепиться в нем; наверное, он станет слушаться учителей и сможет заставить себя исполнять их повеления. Но все же, поскольку в его сердце живет эгоизм, поскольку на нем камнем лежит самонадеянность, его душа тоже нуждается в основательной чистке: придется отмыть ее от мельчайших следов этой гордости!

Более того. Даже если человек старается возвыситься над товарищами — или силой разума, более острого, чем у других, или просто так, без причины, — пусть знает, что когти злого начала ухватили его, вцепились в его душу. Юноша! Если ты таков — послушайся нашего совета и немедленно соберись с силами и сбрось их! Если только жаль тебе свою душу, очисти ее, иначе все дни твои будут печальны, Б-же упаси.

И действительно, почему любящие товарищи вдруг начнут возноситься друг над другом? Как можно не видеть, что все вы — чистейшие ангелы Б-жьи, которых Он послал в этот мир, чтобы подчинить его Своей воле? Смотрите: Б-г неба и земли носит имя Б-га Воинств. А кто же составляет те воинства, именем которых Он назван? Об этом говорила Хана, когда молилась о даровании сына. Она была первой, кто назвал Всевышнего именем Б-га Воинств, и хазаль (Брахот 31) разъяснили нам, что она имела в виду: «Господин мира! Ты создал в Своем мире бесчисленные воинства — неужели Тебе трудно дать мне всего лишь одного сына?». И теперь все становится понятным.

Это вы, мальчики и юноши Израиля, вы названы воинством Б-га, и об одном из вашего воинства молилась Хана. Вы, чистые душой, предстоите перед Ним, как ангелы, чтобы подчинить мир Его воле и провозгласить Его царем. Не мечом, не копьем — духом Б-га построите вы народ драгоценный и святой, и именно через вас явится в мир Его свет и пронижет мир Его святость. Зачем же вам гордиться, зачем отдаляться сердцем друг от друга? Ведь этим вы отдаляетесь от Б-га Воинств, а Он сказал уже: «Если человек возгордился, не можем Я и он жить в одном мире» (Сота 5а).

Чистые сердцем ученики! Любите друг друга, не забывайте, что говорит Мишна (Авот 4: 4): «Пусть честь твоего товарища будет любезна тебе, как твоя собственная». И не о любви по обязанности мы говорим. Бывает ведь, что человек на самом деле любит только себя. Но раз ему велят, раз требуют от него любить и товарища, он принуждает себя ненавидеть товарища не так уж сильно, — и может быть, любовь к себе заставит его время от времени дать что-нибудь и другому. Такая любовь ничего не стоит, даже пока проявляется, не говоря уже о том, как быстро она пропадает.

Вы же любите друг друга, все время вспоминая, что каждый из вас только исполняет волю Б-га, и никто не может сказать: «Я самый лучший, а мой товарищ — человек недостойный». Дело ведь не в вас, а в Том, Кто послал, направил вас сюда. Ваша задача — служить Б-гу всеми силами, а Г-сподь, Б-г ваших воинств, поможет вам расти и возвеличиваться и в духовном плане, и в материальном — каждому по его служению и по его скромности. Сколько раз мы встречали необыкновенно талантливых юношей, которые только из-за гордыни остались ниже всех. И даже о взрослых, состоявшихся мудрецах Торы сказали хазаль (Эрувин 54а): «Если он возгордится, Б-г низринет его». А сколько мы видели обратных примеров: юношей, которые ничего не представляли собой в детстве, выросших в великих мужей!

1 Как известно из Шмона праким Рамбама.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?