Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки

«Мишпатим» — шестая глава книги «Шмот». В ней Всевышний сообщает Моше законы, которые Моше должен пересказать евреям: «И вот законы, которые ты предложишь им…»(21:1). Сразу за этой фразой начинается изложение законов и продолжается до конца главы. В основном эти законы касаются отношений между людьми, главным образом финансовых и имущественных.

В предыдущей главе, как мы помним, речь идет о получении Торы у горы Синай. «Примыкание» двух этих тем показывает, что Тора придает отношениям между людьми исключительно большое значение.

Глава содержит 53 заповеди из 613, данных нам Торой. Среди перечисленных в главе заповедей — предписание соблюдать субботу.

В конце главы Моше по приказу Всевышнего поднимается на гору Синай. Он находится там сорок дней и сорок ночей.

Эта суббота — последняя перед наступлением месяца адар, с началом которого во времена Храма начинался сбор взносов на покупку животных для общественных жертвоприношений. Тора обязывает каждого взрослого мужчину-еврея один раз в год, до наступления месяца нисан, внести в сокровищницу Храма половину шекеля — серебряную монету весом без малого двести зерен ячменя. В связи с этим в дополнение к недельной главе в нынешнюю субботу в синагогах читают отрывок «Шкалим» из главы «Ки тиса» («Когда будешь исчислять»), девятой главы книги «Шмот».

ОТДЫХ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТОРЫ

Тора говорит: «Шесть дней делай свои дела, а в седьмой день пребудь в покое, чтобы отдохнул твой бык и твой осел и отдыхал сын рабыни твоей и пришелец» (Шмот, 23:12).

Как видим, отдых в субботу предписан не только еврею. Отдыхать должен, в частности, и домашний скот еврея. И дело не в том, чтобы хозяин быка — еврей, которому работа в субботу запрещена, — не «задействовал» на пахоте или в перевозках своего быка. «Еврейского» быка нельзя отдавать и в наем нееврею так, чтобы тот работал на нем в субботу.

«Мехилта» спрашивает: в таком случае, может быть, быку запрещено щипать в субботу траву? (Срывать растения или плоды и листья с дерева — одна из разновидностей работ, запрещенных в субботу.) Может быть, его надо снабдить сеном и запереть на субботу в коровнике? Нет, — отвечает «Мехилта». Щипать траву быку или ослу разрешено. Почему? Потому что это его форма отдыха. То, что быку или ослу доставляет удовольствие, в разряд работ для него не включено. Запрещенные работы для него — это те, которые человек заставляет его выполнять.

А как с удовольствиями в субботу для человека? Среди работ, запрещенных ему в субботу, немало весьма приятных занятий, например, поездки на пляж, посиделки с друзьями у мангала. Позвольте, но разве же это работа? Это самый качественный отдых! Верно. Но отдых — для осла. Или для быка. Под отдыхом для которых Тора подразумевает положение, когда никто ими не командует. А человеку, который призван командовать, властвовать над природой, Тора предписывает совсем другой тип отдыха в субботу.

Как замечает один из комментаторов Торы рав Шимшон-Рефаэль Гирш, Тора, говоря о запрещенной в субботу работе, никогда не пользуется словом «авода», а везде употребляет слово «мелаха», что означает работу умелую, мастерскую, созидательную. Работу человека, определяемую как «мелаха», можно в каком-то отношении уподобить «работе» Б-га. Это — создание чего-то нового, чего-то, что до сих пор не существовало. И в этом смысле даже зажженный человеком огонь — нечто новое относительно уже существовавшего. Для человека субботний отдых — это отдых от «мелаха». Именно эта работа запрещена еврею в субботу.

В работе «мелаха» и отдыхе от нее мы уподобляем себя Б-гу. Шесть дней Б‑г творил мир, а к седьмому дню завершил Творение и «отдыхал». Нам приказано тоже отдыхать в седьмой день недели. Выполняя этот приказ, мы удостоверяем факт Творения.

Человек должен на один день оставить свой «командный пост», прекратить всякую созидательную деятельность, не реализовать свои творческие возможности — короче, отойти в сторону и предоставить миру жить без его, человеческого, вмешательства. В этот день он должен жить в полной гармонии с миром, принимая его целиком и ничего в нем не меняя.

Говорят наши мудрецы: шабат (суббота, на иврите — слово, однокоренное со словом «покоиться», «отдыхать», «сидеть») — это проявление в земном мире олам а-ба (Грядущего мира, т.е. мира, в котором мы оказываемся по окончании нашей земной жизни). Олам а-ба — совершенный мир. И в субботу мы должны ощущать мир совершенным, не требующим наших доработок. Раши, великий комментатор Торы, говорит от имени мудрецов: для тебя вся работа уже сделана. [В субботу] ты пользуешься только тем, что уже готово.

Отдыхая в субботу, занимаясь в этот день только духовной деятельностью, мы показываем, что не считаем себя хозяевами мира. Мы провозглашаем Владыкой мира Всевышнего.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?