Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5767 год.

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне.

Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.

РОСТ И УВЯДАНИЕ

До вступления в Эрец-Исраэль евреи посылали туда разведчиков дважды. В первый раз с позволения (но не по велению) Всевышнего Моше отправил двенадцать человек, о которых Тора говорит: «…все они мужи, главы сынов Израиля» (Бемидбар, 13:3). Их целью было посмотреть, какова страна, куда ведет их Всевышний, насколько она хороша. Вторая разведка была предпринята, когда евреев уже возглавлял Иеошуа и когда после сорока лет странствий в пустыне они приближались к обещанной им стране. Были посланы два человека с целью выяснить наиболее удобные стратегически подходы к стране.

Наша прошлогодняя беседа о главе «Шлах» была посвящена сравнению обстоятельств этих двух разведок и их последствий (первая разведка привела к тому, что евреям пришлось сорок лет странствовать в пустыне, после второй разведки евреи, как известно, вошли в страну). В нашей нынешней беседе мы рассмотрим еще один, не затронутый прежде, аспект духовного состояния участников первой разведки.

В прошлом году мы говорили о пяти различиях в обстоятельствах разведок, на которые указывает Мальбим. Вспомним сегодня некоторые из них (привожу выдержки из прошлого текста).

«Когда была предпринята первая разведка? Когда от Эрец-Исраэль евреев еще отделяло значительное пространство и речь еще не шла о практическом вступлении в страну.

Какова была цель первой разведки? Выяснить, хороша или нет обещанная евреям земля, что там растет, окружены ли стеной города в этой стране, сильны ли ее жители. В подтексте этой задачи явно читается: стоит ли эта страна усилий? Имеет ли смысл с риском для жизни ее завоевывать? Подход расчетливый, строго деловой.

Кто был включен в группу разведчиков, или, можно сказать, экспертов? Двенадцать человек — по одному представителю от каждого колена. Никто не хотел полагаться на мнение другого, все евреи хотели как бы получить личное представление о “товаре”, почему и полагались только на “своих”.

В чувстве, которое побудило евреев отправить разведку в Эрец-Исраэль, таилась опасность сомнения и в ценности страны, которую им навеки даровал Б-г, и в возможности одержать победу над ее могучим населением.

…в чем состояла ошибка первой разведки? Уникальная способность евреев безоговорочно довериться Всевышнему, которую евреи проявили у горы Синай, на этот раз им изменила. И хотя уже на следующее утро они опомнились, Всевышний на сорок лет задержал их вступление в Эрец-Исраэль».

В мотивах, по которым евреи послали в Эрец-Исраэль разведку, безусловно, лежит начало, зародыш проблемы. Почему вдруг их одолели сомнения — непонятно (по крайней мере, без специального анализа не понятно). Но дальше произошло что-то еще менее понятное.

Разведчики побывали в Эрец-Исраэль и вернулись в еврейский лагерь с сообщением, что захватить страну не удастся, ее жители явно сильнее евреев. И это сказали те, кого Тора называет «мужи» — словом, которое она относит только к людям очень большого масштаба. Это сказали «мужи», которые видели, какими средствами Всевышний «добился» освобождения евреев из Египта. Которые своими глазами видели, как Он ради спасения Своего народа рассек Красное море! Разве это легче, чем ввести евреев в заселенную страну, пусть даже заселенную могучими людьми, пусть даже застроенную укрепленными городами? Это сказали люди, которые видели, что сделал Всевышний для еврейского народа в пустыне! Что с ними случилось?

Участники второй разведки — разведки, посланной Иеошуа, подойдя к городу Иерихо, остановились на ночлег в доме блудницы по имени Рахав. Об этом мы читаем в афтаре к главе «Шлах» (напомню: афтара — отрывок из пророков, который читают в субботу в синагоге после чтения недельной главы). Афтарой к главе «Шлах» является отрывок из Книги Иеошуа, рассказывающий о второй разведке (2:1-24). Когда посланцы царя Иерихо явились к Рахав, чтобы схватить разведчиков, о которых они прослышали, Рахав спрятала пришельцев-евреев, а потом помогла им скрыться.

События, о которых говорится в афтаре, произошли спустя сорок лет после событий, описанных в главе. Рахав — нееврейка. Рахав — блудница. Рахав — человек, духовный уровень которого безусловно ниже, чем у участников первой разведки. И она говорит: «…слышали мы, как иссушил Г-сподь воды Тростникового (Красного) моря перед вами, при вашем исходе из Египта, и что сделали вы с двумя царями Эмори… с Сихоном и с Огом, которых вы истребили… и растаяло сердце наше… ибо Г-сподь, Б-г ваш, Он есть Б-г на небесах, вверху, и на земле, внизу» (Иеошуа, 2:10-11). Ну, понятно, война с Сихоном и Огом, в которой евреи одержали победу, произошла уже при приближении евреев к Эрец-Исраэль. Но события на Красном море случились сорок лет назад! А Рахав чувствует их и помнит о них так живо, как будто это произошло совсем недавно и у нее на глазах.

Представим себе высокое прекрасное дерево, вступившее, пусть это еще почти незаметно, в фазу увядания. И маленький слабый росток, набирающий силу. Что ценнее? С точки зрения Торы — то, что растет.

Эпизод с первой разведкой дает нам пример остановки духовного роста, показывает начало «увядания прекрасного дерева», эпизод со второй разведкой рисует слабый росток, который крепнет и тянется вверх (мидраш рассказывает, что в дальнейшем Рахав приняла иудаизм и стала большой праведницей).

Пророк Ошеа передает нам такие слова Всевышнего: «Когда Израиль был юным, Я полюбил его» (Ошеа, 11:1). Т.е. полюбил Израиль способным к росту. И таким его и любит по сей день.

Эту мысль о росте и увядании, сравнивая первую и вторую разведку, предпринятую евреями из пустыни, высказывает в своей книге «Даат хохма у-мусар» рав Иерухам Лейвович, который был одним из руководителей знаменитой ешивы «Мир» еще до начала Второй мировой войны. (Можно сказать, что в большой степени благодаря ему ешива достигла того высокого уровня знаний и духа, которым она известна.)

Совершенно понятно, что речь здесь идет не о физическом старении, которое, увы, от нас не зависит, а о духовном, не дай Б-г, спаде, причиной которого становится сам человек. Говорят мудрецы, что в основе духовных изменений лежат усилия (или отсутствие усилий) самого человека. Всевышний сказал евреям, что земля, которую Он дает им навеки, хороша. А они в этом усомнились, самую чуточку, но усомнились. Они даже не сформулировали свое сомнение в словах, а сказали что-то вроде того, что надо и самим проявить инициативу, взглянуть на эту страну, что ли. Почему бы и нет? Маслом каши не испортишь. А Всевышний, как известно, не мешает человеку выбирать путь. Говорят мудрецы, что Б-г открывает человеку ворота и на ложном пути, если человек на него вступил. И оказывает ему всяческую помощь на праведном пути, если человек его выбрал.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?