Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

ויעל הארבה על כל-ארץ מצרים וינח בכל גבול מצרים כבד מאוד לפניו לא היה כן ארבה כמהו ואחריו לא-יהיה כן: ויכס את עין כל-ארץ ותחשך הארץ ויאכל את-כל-עשב הארץ ואת כל פרי העץ אשר הותיר הברד ולא נותר כל ירק בעץ ובעשב השדה בכל ארץ מצרים

И покрыла она (саранча) всю землю Египетскую и легла по всей области весьма густо; прежде не бывало такой саранчи как эта, и после этого не будет такой. И покрыла она лицо всей земли, и затмилась земля, и поела она всю траву земную и весь плод древесный, который оставил град, и не осталось никакой зелени на деревьях и на траве полевой по всей земле Египетской (10: 14-15)

В пятницу второго ияра 5675 г. (1915 г.) скончался почтенный раби Моше Закен Мазуз, рав острова Джерба. Во многие общины были посланы телеграммы, дабы имя рава было упомянуто в субботнем толковании Торы.

В тот день тучи саранчи покрыли город Татвин и окрестности, угрожая уничтожить все листья на деревьях и весь урожай. Правитель приказал всем, от мала до велика, выйти на улицы и бороться с саранчой.

Все евреи подчинились приказу, отложив приготовления к шабату. Велико было опасение, что их заставят работать и в шабат.

Рав Татвина Давид акоэн Аль Муджраби был вместе со всеми… Кроме опасения, что придется работать в шабат, мучила рава Давида и то, что не смогут люди собраться в синагоге и выслушать речь в честь умершего рава Моше Закена Мазуза.

Поднял рав Давид глаза к небу и сказал в полный голос: «Творец! Если дорога тебе память о раби Моше Закене Мазузе, то, пожалуйста, сделай так, чтобы не осталось саранчи, дабы смогли мы отдать умершему последний долг!»

Весь день работали они, под вечер всех отпустили, чтобы, как приказал правитель, завтра продолжить борьбу с саранчой.

Наутро, в шабат, проснулись жители Татвина и увидели, что не осталось больше саранчи! Собрались все в синагоге, чтобы выслушать толкование Торы в честь праведника, и поблагодарили Творца, которому дороги любящие Его!

וככה תאכלו אתו מתניכם חגרים נעליכם ברגליכם

И так ешьте его: чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших. (12: 11)

Раби Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) отправился посланником общины заграницу. На корабле повстречался ему купец, везший в Италию груз некашерного сыра. Купец знал, что раби Хаим известен во всех общинах Израиля и, бумага, подтверждающая кашерность сыра с подписью раби Хаима, поможет ему продать товар и получить большую прибыль. Стал купец уговаривать рава и даже предлагал большие деньги, однако рав был непреклонен. Тогда нанял купец матросов, и те напали на рава, угрожая сбросить его в море, если он не подпишет требуемый документ.

Рав, видя, что жизнь его в опасности, согласился дать документ и написал в нем так: «Продаваемый сыр абсолютно кашерен; “пусть едят бедные и насытятся”», — и закончил: «Пишет и подписывается во вторник недельной главы: “И так ешьте его…” в книге Шмот 5508 г. (1748 г.)».

Прибыв в Италию, купец стал рекламировать свой сыр как идеально кашерный и разрешенный равом Хаимом. Однако по закону должен был торговец придти к раву города и показать разрешение р. Хаима. Рав города прочитал документ и удивился: для чего Хида отметил, что отрывок из Торы находится в книге Шмот? Ведь это известно даже ребёнку! Кроме того, обратил рав внимание, что слово שמות написано как аббревиатура слов: תרגום ואחד מקרא שניים (Дважды Тора и один раз Таргум — во многих общинах в шабат принято читать дважды Тору и один раз Таргум — перевод Торы на арамейский язык). Посмотрел рав перевод отрывка, указанного Хидой, увидел: אסירין יהון הריציכון, и сразу понял, что חריצי (головки сыра) אסורים (запрещены).

Приказал он арестовать купца. Провели расследование, и купец признался, как ему удалось получить «разрешение» от Хиды. Встал тогда рав города и возгласил: «Благословен Творец, даровавший часть мудрости своей боящимся Его».

С разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?