Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Профессор Радковский, один из ведущих учёных США, был научным руководителем ядерного проекта американских военно-морских сил, а также непосредственным руководителем разработки и строительства атомного реактора на первой атомной подводной лодке — «Наутилус».

Профессор Радковский, один из ведущих учёных США, был научным руководителем ядерного проекта американских военно-морских сил, а также непосредственным руководителем разработки и строительства атомного реактора на первой атомной подводной лодке — «Наутилус». Сконструировал атомный двигатель, который перемещает подводную лодку на многокилометровой глубине, не употребляя кислорода для горения. Удостоен научных премий за важнейшие открытия в области атомной энергии. Одно из них увеличило период работы реактора атомной подводной лодки на одной заправке с 6 недель до12 лет! ( Представьте себе автомобиль, которому одной заправки бензином достаточно на 2 года!). Он построил больше реакторов, чем любой другой инженер в мире.

Интересно побеседовать с профессором, религиозным евреем, живущим сегодня в Израиле, для которого Тора и её заповеди составляют основное содержание жизни. Он не пропускает ни одной молитвы в синагоге с миньяном и по многим сложнейшим вопросам советуется с мудрецами Торы.

«“Дневной лист” (адаф айоми) — программа, по которой в один день евреи во всех точках мира изучают один и тот же лист Талмуда, — и так лист за листом, день за днём. Гениальная мысль заключена в этой программе. Есть ли что-то более удивительное, чем “лист”, который связывает и объединяет народ вокруг вечного Талмуда. Тот, кто учит “дневной лист”, ощущает свою связь с мудрецами Израиля, начиная с составителей Мишны, мудрецов Талмуда, ранних и поздних комментаторов — до великих мыслителей нашего времени, которые, как и он, изучали этот “сегодняшний лист”. Поистине, “спасательный круг”, избавляющий современного человека от духовного одиночества. Объединяя , “дневной лист” одаривает ощущением уникальности: есть ли ещё народ, признаком принадлежности к которому был лист Талмуда? Что может освятить и облагородить людей больше, чем изучение Торы? Мне приходилось делить время между научными занятиями в университете и изучением Торы. Я установил для себя принцип, “непреложный закон”: каждое свободное мгновение использовать для изучения Торы. Сегодня это Иерусалимский Талмуд, а до этого в течение многих лет, ежедневные уроки по программе Даф Йоми, в рамках которой я несколько раз прошёл Вавилонский Талмуд.

Развиваясь из поколения в поколение, наука открывает все новые чудеса сотворённой Вселенной, с удивительной мудростью построенной из элементарных частиц. Как религиозный учёный я вижу в этом постоянно растущее раскрытие величия Творца. Мне хотелось бы также отметить, что Высшее провидение побеспокоилось о том, чтобы тайны ядерной энергии не были открыты в нацистской Германии. Ведь великий итальянский учёный Ферми, открывший явление расщепления ядра, был заложником в руках соратника ГитлераМуссолини, но ему удалось бежать в США. Учёная-еврейка Лиза Майтнер, знакомая с открытием, была изгнана из Германии Гитлером. И этим был спасён от ужасной катастрофы».

Недавно профессор Радковский и его семья были приглашены в музей подводных лодок американских военно-морских сил в Гротоне, штат Коннектикут. Там находится почётное пристанище первого «Наутилуса», благословенного детища профессора. Его усовершенствованные модели и сегодня плавают в глубинах океана. Специальный служащий был предоставлен в распоряжение внуков профессора — маленьких израильтян с кипами на головах.

Профессор не почивает на лаврах прошлых достижений. Сейчас он завершил разработку, ещё более значительную, чем созданные им ядерные двигатели для подводных лодок и авианосцев. Этот проект открывает новую эпоху в развитии атомной энергетики. «Реакция Радковского» позволит эксплуатировать атомные реакторы — основные поставщики энергии в будущем — не на уране, а на тории. Преимущества объясняет сам профессор: «Мировые запасы тория в три раза превышают запасы урана. Электроэнергия, которая будет вырабатываться в таком реакторе, окажется на десятки процентов дешевле. Отходы сегодняшних реакторов достигают 70 тонн плутония в год — этого достаточно для создания более десяти тысяч (!) атомных бомб. В то время как реактор, работающий на тории, вообще не выбрасывает плутоний, а только безопасные соединения. Таким образом, разомкнулась связь между атомным реактором и ядерным оружием. Можно перевести все реакторы с урана на торий.»

«Фирма-изготовитель ракет “Пэтриот” предоставила мне двухгодичный срок для разработки проекта, — рассказывает профессор. — Я работал изо всех сил; прошёл год, ещё полгода, ещё несколько месяцев пролетели безрезультатно. В благословение “Ты даруешь человеку разум”, входящее в молитву Шмонэ-эсрэ, я добавил особую просьбу об успехе в этой работе.

Внезапно открылись мои глаза, я удостоился прозрения, подобного молнии, осветившей мне путь к решению задачи. За оставшиеся три месяца проект был выполнен. Сейчас российские учёные из курчатовского института в Москве строят опытный образец реактора, работающего на тории. Проект, оцениваемый в несколько миллионов долларов, финансируется американской стороной».

Мы спрашиваем профессора: «Что заставило вас переехать из Америки в Землю Израиля?». Он улыбается и говорит: «Я коэн. За пределами земли Израиля я поднимался на возвышение в синагоге, чтобы благословлять евреев благословением коэнов только в праздники. Моя душа страстно желала с любовью благословлять евреев каждый день, как это принято в Земле Израиля. Поэтому я здесь!»

Ещё несколько лет назад каждый шабат он ходил пешком от своего дома в Рамат-Гане до синагоге в Бней-Браке, чтобы молиться в обществе величайших мудрецов Торы, которым он привык задавать вопросы по Торе, обсуждать то, что учит в Талмуде.

Профессору пора было отправляться по делам в Тель-Авивский университет. Наш разговор он завершил таким резюме: «Моё напутствие каждому еврею: изучайте Тору!».


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?