Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рассказ о семинаре "Арахим", его возникновении и деятельности

«Баалей тшува» называют людей раскаявшихся, вернувшихся к соблюдению заповедей Торы, так как дословный смысл ивритского слова «тшува» - возвращение. Особенно много баалей тшува появилось в Израиле в первой половине 70-х. Война Йом Кипура, во время которой происходили явные чудеса, подтолкнула израильтян к открытию своего еврейства.

В ответ на всплеск интереса к традиции гаоном р. Мойше Соловейчиком из Цюриха и равом Вассерманом из Лондона была создана организация «Эль Амекорот» («К основам»), представители которой проводили первые в Израиле специальные уроки для баалей тшува. Организация «Арахим» («Ценности»), проводившая семинары для заинтересовавшихся традицией нерелигиозных евреев Израиля, продолжила начинание рава Соловейчика и рава Вассермана.

Во главе «Арахим» стояли доктор химии Шалом Сребренник и его друг – ученый из Хайфского Техниона Цви Инбаль. Оба баалей тшува. Шалом Сребренник после удачной защиты докторской диссертации преподавал в университете Канады и занимался научными исследованиями. Оставив престижную работу и вернувшись в Израиль, он встретил своего давнего друга Цви Инбаля, который к тому времени сам сделал первые шаги по возвращению к еврейству. Вместе они разработали программу семинаров, которые объясняют нерелигиозным израильтянам основы еврейской веры.

- Нет сомнения, что когда ты приобщаешь еврея к вечным ценностям нашего народа, он будто бы заново рождается, - утверждает Цви Инбаль.

Курьезно, что незадолго до начала своей тшувы Цви Инбаль возглавлял «Организацию по борьбе с религиозным засильем», созданную при Хайфском Технионе. Для него во многом решающей была встреча с раввином Авиэзером Вольфсоном из Савийона. Начинания баалей тшува поддержал рав Хаим Гренеман из Бней-Брака. На ранних этапах организации семинаров к ним присоединился рав Мойше Грилак, рав Мордехай Нойгершель, рав Мойше Франк. Вместе они разработали серию лекций и семинарских дискуссий. Главными темами семинара были вопросы о вечности еврейского народа, реализации пророчеств, непреложной связи Устной и Письменной Торы. На семинарах «Арахим» обсуждали также темы: Тора и археология, опровержение теории Дарвина, лашон а-кодеш (святой язык), дарование Торы на горе Синай.

Программа семинара была рассчитана на неделю. Ее успех заключался в том, что многие израильтяне впервые получили достоверную информацию о еврейских ценностях, о вечности Торы. Для многих из них, воспитанных в светском Израиле на передовицах в левой израильской прессе, огульно осуждающей все еврейское, это было настоящим открытием.

Шалом Сребренник говорит, что за 24 года семинары «Арахим» посетило более полумиллиона участников во всех частях света, где они проходили.

Сегодняшний руководитель организации «Арахим» Йоси Валес, который сам был участником одного из первых семинаров в 80-х годах, объясняет:

– Целью нашей организации является приближение евреев к Торе в любом месте мира.

Об одном из организаторов семинара рассказывают такую историю. Его дедушка находился в одном из нацистских лагерей смерти. Союзные войска приближались. Наступали последние перед капитуляцией Германии дни войны. И вот офицер СС вывел из строя этого пожилого еврея и объявил:

- Я наблюдал за тобой долгие месяцы и видел, что в лагерной столовой ты не брал ничего некашерного. Я знаю, что через несколько дней, а, может быть, и часов лагерь будет освобожден, и ты выйдешь на свободу. Но я хочу, чтобы сейчас перед всеми ты съел кусок свиной колбасы. Если ты этого не сделаешь, я тебя пристрелю. Решай.

И перед всеми заключенными лагеря этот еврей решительно отказался исполнить приказ офицера СС. Он был расстрелян за несколько часов до того, как американские войска освободили всех узников этого лагеря.

Когда дочка этого еврея узнала, как был убит ее отец, она возмутилась:

- Из-за какого-то кусочка свинины отдать жизнь?!

И она порвала всякую связь с еврейской верой, перестала соблюдать заповеди, регулярно ездила в лавку деликатесов на центральной автобусной станции в Тель-Авиве и покупала свинину на всю неделю. Когда подрос ее сын, он стал делать это вместо матери. Однажды он как обычно стоял в очереди, уплатив в кассе за полкилограмма свиной колбасы. В этот день людей в магазине было особенно много. Вдруг он подумал:

- Что я делаю здесь? Ведь мой дедушка, чтоб не нарушить этот запрет, отдал свою жизнь.

Он смял чек в руке и резко вышел из очереди.

- В чем причина нашей особенности? Почему именно евреям так много запрещено? - задавал он свои наболевшие вопросы раву во время их первой встречи.

Деятельность «Арахим» успешно развивалась, привлекая интерес евреев разных стран. Семинары в США, Великобритании, ЮАР проводились на английском языке. Проходили семинары во Франции, а чуть позже в Индии и даже на Тибете, там, где собирались молодые израильтяне, которые искали духовности на чужих путях. Благодаря семинарам «Арахим» они открывали свою Тору.

Прошли годы. Новый этап деятельности организации – семинары не для баалей тшува, а для религиозных евреев, воспитанных в еврейском мире и пожелавших заново открыть для себя все те же самые еврейские ценности.

В начале 80-х в Израиле начались первые семинары «Арахим» на русском языке. Первый семинар для русскоязычных евреев организовал израильский раввин Йосеф Бен-Порат. Систематической разработкой и адаптацией программ семинаров «Арахим» для русскоязычных слушателей занялся рав Мойше Пантелят. Их непременным участником был рав Ицхак Зильбер, благословенна память праведника. В них принимали участие также рав Шимон Грилиус и рав Хаим Коэн.

Американская ешива «Эш-А-Тора» адаптировала программу семинаров «Арахим» для американцев. Она была названа «Дискавери» («Открытие»). Позже программу русскоязычных семинаров «Эш-А-Торы» возглавил психолог из Канады Ефим Свирский.

В продолжение семинаров стали организовываться домашние уроки по Торе. А позже была разработана программа семинара для тех, кто пройдя первый этап знакомства с еврейством, пожелал получить более глубокие знания. Были открыты первые ешивы для баалей тшува. В Иерусалиме – «Ор Самеах» и «Эш-А-Тора», в Бней-Браке - ешива «Нетивот Олам». Русскоязычных евреев принимали ешивы «Швут Ами» и «Ор Самеах».

Специальные субботние семинары для религиозных израильтян на иврите, а для жителей США по-английски проводили рав Азриэль Таубер и рав Шимшон Пинкус, благословенна память праведника. В еще существовавшем СССР такие семинары в конце 80-х проводились в Юрмале равом Мойше Айземаном из Балтимора.

Непростую работу с баалей тшува из России, начатую «Арахим», продолжает в небольшом городке Сант-Луис в Соединенных Штатах рав Мордехай Ярославец (Yaroslawitz). В этом году в его ежегодном семинаре для русскоязычных американцев приняли участие около 700 человек. Они съезжались в Сант-Луис со всех концов Америки и Канады. Некоторые из них добирались до Сант-Луиса по 30 часов из-за снегопада, неожиданно обрушившегося на США. Семинар проходил одновременно на трех языках.

На семинар рава Ярославца приехали также нерелигиозные израильтяне, желавшие больше узнать о еврейских ценностях. Для них читал лекции ветеран семинаров «Арахим» рав Мойше Грилак. Уроки для молодых американцев проводил специально для этого приехавший из Иерусалима профессор философии рав Готлиб. Русскоязычной программой семинара руководил рав Шимон Грилиус. Лекции на русском языке читали рав Арье Левитан, рав Леви Гдалевич и его жена Рика, рав Элиэзер Ксидо и рав Цви Патлас.

Эта история произошла в доме рава Ярославца несколько лет назад. Когда его жена узнала, что он пригласил на субботний семинар в своем доме 50 гостей, она сказала, что в салоне не сможет поместиться столько народу. Но рав Мордехай нашел выход:

- Отменить приглашение я не могу. Что же можно сделать? Только расширить салон.

В четверг вечером он позвал работников, и они разбили стену, примыкающую к спальне. Теперь там можно было поставить дополнительный стол, и еще 20 человек могли принять участие в субботней трапезе.

Другую историю о гостеприимстве рава Ярославца услышали на семинаре его участники. Однажды вечером после субботней трапезы пятилетний сын рава Мордехая обнаружил, что в спальне нет его кроватки. Он обратился к отцу с вопросом:

- Где же моя кроватка?

Отец ответил:

- Идем, я тебе покажу.

Мальчик увидел, что на его кровати спит один из детей гостей, приехавших на субботу.

- Ты понял, что сейчас ты являешься моим компаньоном в исполнении великой заповеди «ахнасат орхим» - принятие гостей.

И тогда довольный ребенок отправился в спальню, лег возле сестры и, улыбаясь, сказал ей:

- Ты тоже выполняешь заповедь приема гостей, потому что я сплю на твоей кровати.

В продолжение семинара рав Ярославец раз в месяц рассылает всем его участникам комментарии на недельные главы Торы, книги на русском языке, поздравления к еврейским праздникам.

Когда спросили одного из участников:

- В чем успех этих семинаров?

Профессор математики одного из престижных американских университетов, эмигрант из России ответил:

- Все на этих семинарах построено на любви. Это возвращение в родной дом, в родную семью. Это возвращение в еврейский народ.

"Мир Торы"


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?