Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Изгнанники из Испании расселились по всем странам средиземноморского бассейна

В Северной Африке

Многие испанские евреи нашли убежище в странах Северной Африки. В Марокко и Алжире они вошли в уже существовавшие с 5151 (1391) года общины. Главой Алжирской общины был р. Шимон Дорон, великий знаток Торы и праведник. Он не жалел ни сил, ни денег для спасения евреев. Однако спустя короткое время с общиной случилась беда: испанская армия захватила алжирский город Оран. Сотни евреев были убиты. Пострадали также евреи Туниса и Триполи, несмотря на то что оккупация испанцами этих стран была короткой. В Марокко, да и в столице Алжира спокойные дни продлились недолго: тирания местных властителей и их религиозная нетерпимость заставили испанских изгнанников искать убежище в Турции.

В Египте

Пришедшие в Египет встретили теплый прием. Руководство общины оценило знания беженцев, в частности, р. Давида бен Зимри, который впоследствии около 40 лет был равом в Каире, а также других знатоков Торы. Политическая обстановка способствовала расцвету общины: власть мамелюков, невыносимая для всех живших тогда в Египте народов, в 5277 (1517) году перешла к захватившим Египет туркам. При турецком владычестве положение египетских евреев ощутимо улучшилось.

В Италии

Среди изгнанников, которые прибыли в Неаполитанское королевство, был р. Ицхак Абарбанель. Король оценил его ум и назначил министром финансов. Но прошло всего два года, Франция захватила Неаполь, и р. Абарбанелю вновь пришлось взять в руки посох скитаний. Французская власть над Неаполитанским королевством продолжалась 9 лет, затем пришли испанцы, и верный себе король Фернандо постановил изгнать евреев. Однако проведение этой операции в жизнь было отодвинуто благодаря заступничеству вице-короля, личным врачом которого был еврей Леон Абарбанель — сын р. Ицхака Абарбанеля. В 5293 (1533) году еще один испанский король, император Карл, пошел по стопам Фернандо. Но изгнание евреев опять было отложено. Помогло огромное денежное пожертвование на строительство флота. Однако в 5300 (1540) году евреи все-таки вынуждены были уйти из страны. Часть их переселилась в Среднюю и Северную Италию, а часть — в страны, находящиеся под властью Турции.

Несмотря на то что евреев гнала из Испании религиозная нетерпимость католических священников, многие поселились в сердце католического мира — Папской области, которая находилась под властью самого Римского папы. Папы того времени, воспитанные на идеях Ренессанса, были значительно терпимее своих предшественников, и многие евреи и мараны нашли в Риме убежище от преследований инквизиции. Время от времени папы заклинали маранов отказаться от следования еврейским обычаям, иногда грозили наказанием, но тем не менее сдерживали жестокость инквизиции. У многих Пап были врачи-евреи, хотя закон церкви запрещал евреям лечить христиан. Дошло до того, что папа Клемент предоставил автономию еврейской общине Рима.

Но самый широкий поток испанских беженцев шел в два крупнейших торговых города Северной Италии — Венецию и Геную. Главы этих городов видели пользу, которую евреи приносят торговле, но, с другой стороны, они боялись конкуренции христианским купцам. Торговля Венеции со странами Турецкой империи увеличилась благодаря испанским беженцам, имевшим личные связи в Турции. Поэтому венецианские купцы не давали инквизиции изгнать евреев. Но из страха конкуренции они ограничили права евреев. Положение евреев в городе Падуя, который находился под властью венецианцев, было лучше, чем в самой Венеции. В Падуанском университете, например, училось очень много евреев, и там никогда не знали, что такое «процентная норма». Такое же положение было и в Ферраре, где осели многие беженцы.

В Турции

Счастливы были эмигранты, оказавшиеся в Турции. Даже мараны могли, не опасаясь преследований, открыто вернуться к вере отцов. Спасаясь от католической церкви, из года в год прибывали все новые группы испанских и португальских евреев. Турки приветствовали их приезд. Уже спустя короткое время, власти начали назначать беженцев на высокие посты. До сих пор туркам приходилось набирать чиновников из греков-христиан, хотя всем была известна взаимная ненависть христиан и мусульман. Теперь появилась возможность заменить иноверцев евреями, которым турки могли полностью доверять. Среди прибывших были врачи, купцы, промышленники, сделавшие для развития Турции так много, что султан Баязед как-то сказал своим советникам: «Ошибается тот, кто полагает, будто король Фернандо Испанский умный человек. Изгнав евреев, он навредил своей стране, а нам принес великую пользу».

Центрами поселения испанских беженцев стали Стамбул (Константинополь), Салоники (Балканский полуостров) и Измир (Смирна) в Малой Азии. Прошло совсем немного времени, и салоникская община стала видным центром изучения Торы.

Несмотря на то что из коренных турецких евреев вышли такие мудрецы, как глава Стамбульской общины р. Элияу Мизрахи (Раам) знаменитый своими разъяснениями к комментарию Раши на Пятикнижие, в целом пришельцы из Испании превосходили турецких евреев в знаниях. Поэтому все общины Турции быстро стали «сефардскими» (т. е. «испанскими»).

Если в первые годы после изгнания евреев из Испании мамелюкское правительство Египта не допускало поселенцев в Землю Израиля, то после того как турки захватили Палестину, началось массовое переселение в Святую Землю — восхождение в Эрец Исраэль.

печатается с разрешения издательства Швут Ами


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?