Из цикла «Основа и корень служения», темы: Рав Хаим Бурштейн, Мусар
И вот, разъясним человеку моего уровня сущность трепета перед возвышенным. Глаза видят, что люди, стоящие на более низкой ступени, испытывают неловкость приблизиться к вознесенному человеку, известному своей богобоязненностью и соблюдением Торы. В его присутствии они будут стесняться съесть кусок пищи и проронить слово. Конечно же, праведник не набросится на них с кулаками и не причинит им вред. Почему же они боятся подойти к нему и смиренно склоняют перед ним голову? Несомненно, это происходит только из постижения его вознесенности и величия в Торе и служении. И, конечно, у каждого возникает непреодолимое желание быть рядом с праведником и почтить его словом. Однако их сдерживают страх и стыд, и в этом проявляется их трепет перед возвышенностью, пробуждающий желание приблизиться к вознесенному человеку и одарить его всевозможным благом как добрым словом, так и праведным делом. Еврейское сердце ощущает большую заслугу, если он принесет пользу возвышенному человеку, исполнив его желание. И, несомненно, тот праведник, увидев чье-то сильнейшее стремление приблизиться к нему, распахнет перед ним врата и найдет способ помочь ему освободиться от робости. Он заговорит с ним, раскроет ему свое сердце и пробудится его желание самым совершенным образом оказать ему милость во всем, в чем только можно.
Теперь я разъясню, что мы учим из отношения к возвышенному человеку. И тем более все это касается трепета перед вознесенностью Господина мира — Царя царей, Всевышнего, благословен Он, сотворившего все бесчисленные миры и управляющего ими. И, несомненно, если человек постигнет хотя бы самую малость величия, могущества и чудесной мудрости Творца, даже из Его управления нижним миром, взглянет на землю и многочисленные творения, наполняющие ее, то конечно же ощутит трепет перед Его величием и испытает страх и стыд приблизиться к Нему, благословенно Его имя. Постигнув Б-жественное величие, вознесенность и чудесную мудрость, мы ощущаем свою приниженность, бренность телесности, ограниченность мышления и восхищаемся сотворенной красотой и гармонией. Царь Давид обрел трепет перед возвышенностью и изрек: «Куда я уйду от духа Твоего и куда от лица Твоего убегу?»[1] В таком состоянии человек устыдится произнести перед Б-гом даже слово и устрашится приблизиться к Нему.
Постигая величие Всевышнего, мы обнаруживаем и Его скромность, и безграничное милосердие, о чем говорится во многих главах Торы. Г-сподь призывает нас приблизиться и обратиться к Нему и обещает исполнить наши просьбы. Сказано в главе Мишпатим: «…и будет: когда он возопит ко Мне, Я услышу, ибо милостив Я»[2]. Тора требует «…возлюбить Г-спода и служить Ему всем сердцем и всей душой»[3]. Так это повеление разъясняют наши мудрецы: «Какое служение осуществляется сердцем? — Молитва!»[4] И то же следует из стиха «Перед Г-сподом, Б-гом твоим, трепещи, Ему служи и к Нему прилепись…»[5] Это означает, что хотя нам предписано обрести трепет перед Г-сподом, нам следует Ему служить; и короток пергамент, чтобы вместить все посвященные этому стихи Торы, Пророков и Писаний. А без этого Б-жественная вознесенность и величие правления устрашили бы человека в стремлении приблизиться к Нему, благословенно Его имя.
О трепете перед вознесенностью говорит Моше в святой Торе: «И ныне, Израиль, чего Г-сподь, Б-г твой, требует от тебя? Лишь трепетать перед Г-сподом, Б-гом твоим, следовать всеми Его путями и любить Его, и служить Г-споду, Б-гу твоему, всем сердцем твоим и всей душой твоей»[6]. Сказали наши мудрецы: «Для Моше это было естественно и просто…»[7] Он постиг вознесенность и величие Творца больше всех в народе Израиля, почти до бесконечности, достигнув уровня «И немногим Ты умалил его перед Б-гом, славой и великолепием увенчал его. Ты позволил ему властвовать над делами рук Твоих, все положил к его ногам»[8]. Вследствие этого Моше обрел трепет перед Всевышним. И, несомненно, трепет перед Небесами отдаляет человека от греха, ибо его охватывает страх перед Г-сподом, и его сердце вопрошает: как я могу совершить поступок, противоречащий Его воле? Об этом говорится в Торе: «И сказал Моше народу: не бойтесь, ибо для того чтобы вознести вас, раскрылся Б-г, дабы трепет перед Ним был на ваших лицах и вы не грешили»[9]. И этого достаточно для наделенного пониманием.
[1] Теилим 139:7.
[2] Шмот 22:26.
[3] Дварим 11:13.
[4] Сифри, там же.
[5] Дварим 10:20.
[6] Дварим 10:12.
[7] Брахот 33б.
[8] Теилим 8:6-7.
[9] Шмот 20:17.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?