Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О важности законов между человеком и человеком и их аспектов об имуществе и ущербах на пути к праведности

[1] «Сказал рав Йеуда: желающий стать праведником пусть исполняет законы об ущербах» (Бава Кама 30).

Данные нам законы об ущербах на первый взгляд предназначены для защиты людей и их имущества от вредителей и злодеев. Однако истинное намерение Торы состоит не только в том, чтобы оградить человека от нанесения вреда его собственности, но и принести пользу причинившему ущерб: «Человеку следует больше остерегаться того, чтобы не вредить самому, чем того, чтобы ему не наносили урон другие»[2]. Людям свойственно опасаться любого ущерба. Это продиктовано их природным естеством — ограждать себя от всякого возможного убытка. И, тем не менее, заботы о том, чтобы с самим человеком ничего не случилось, недостаточно, он тоже не должен никому вредить. Ему следует быть предельно внимательным, чтобы из-за его поступков или небрежного хранения своего имущества он не нанес ущерб ближнему. Ведь предназначение человека — строить и созидать, а не уничтожать и разрушать, ломать и портить.

Цель всех этих законов — предотвратить ущерб, не причинить людям убытка ни своими поступками, ни принадлежащим ему имуществом. Становясь вредителем, он создает в своей душе изъян: ведь он сам совершил злое дело. При этом другому он наносит материальный ущерб, а самому себе — духовный. И получается, что виновный теряет больше, чем пострадавший.

Все эти законы в их истинном виде не только спасают людей от всякого вреда, но устраняют корень зла из их сердец, приводя их к духовному совершенству через понимание величия человека, ведь «Презирающий ближнего — грешен, а милосердный к бедным — счастлив»[3]; и также сказано: «Презирает ближнего — лишенный сердца, а человек разумный — промолчит»[4].

В основе любого ущерба, — является ли он следствием поступка человека или же недостатка его осторожности в том, чтобы его имущество не причинило убыток, — лежит некое пренебрежение или, по меньшей мере, равнодушие к людям. Например, если некто несет ношу на плече, то старается не задеть идущих ему навстречу и не испачкать своим грузом их одежду. Однако он может быть не слишком щепетилен в этом, поскольку понимает, что другие люди его тоже видят, остерегаются и держатся поодаль. Но если навстречу пойдет его отец, то он, безусловно, посторонится, чтобы не задеть его своей поклажей. И, тем более, если ему встретится глава поколения, — он, вне всякого сомнения, постарается обойти его с особой осторожностью. Наши поступки всецело зависят от нашего почтения к людям. Чем больше уважение к ближнему, тем меньше вероятность нанесения ему ущерба. И то же самое относится к хранению своего имущества. Если почет другого человека нам действительно важен, то мы будем как можно лучше стеречь свое животное и другое имущество, чтобы оно не причинило вред людям.

Ведь заповедованное Торой уважение к ближнему превышает даже почет, оказываемый главе поколения по нашему разумению. И об этом сказано: «Дающий пощечину еврею — как будто заносит руку на Б-жественное присутствие…»[5] Если человек причинил зло ближнему, он, если только можно так сказать, «замахнулся» на Саму Шехину! Два вопроса задают человеку в День Суда: «Принимал ли ты на себя царскую власть Творца утром и вечером при чтении “Шма Исраэль”? Признавал ли ты превосходство товарища в душевном покое?»[6]

Еврейское Учение сравнивает уважение к человеку с почитанием Б-га! И если такое чувство глубоко укоренится в сердце, нет сомнения, что наши отношения с людьми станут совершенно иными. Таким образом, все предназначение законов об ущербах — сделать праведным сердце человека, исправить в нем недостатки, приводящие его к нанесению ущерба. Поэтому Б-жественные законы названы «праведными»: «“Суд и справедливость для Яакова — Ты сделал”[7] — Ты требуешь праведности от любящих Тебя»[8]. Ведь, следуя этим законам, человек избежит порока, о котором говорит Писание: «Сотворил Б-г человека прямым, они же пускаются во многие расчеты»[9]. Для него будет важен не только почет, оказываемый ближнему, со временем он обретет совершенную любовь к людям.

Тора повелела: «Если увидишь осла ненавистника твоего лежащим под ношей своей, не откажись помочь ему; помоги, помоги вместе с ним»[10]. Здесь имеется в виду не только оказание помощи при разгрузке. Б-жественное Учение потребовало: «Оставь то, что в сердце твоем против него»[11]. Заповедь помочь разгрузить упавшего под тяжелой ношей осла — это не только повеление помочь другому избежать убытка, но и требование, относящееся к чувствам, которые человеку следует испытывать в душе, — искоренение из сердца неприязни к ближнему. Получается, что имущественные законы предназначены привести к цельности и сделать безгрешными сердца евреев.

Согласно повелению Б-жественного Учения, человек должен исполнить каждую подробность законов об ущербах. Из них всех вместе складываются качества праведников, возносящие их на высочайшие духовные ступени: «Праведником является тот, кто делает больше, чем требует Закон: он освящает себя, отказываясь даже от разрешенного, прилагая особые усилия, дабы не нарушить запрет на воровство и причинение убытка»[12]. Для того, чтобы исключить всякую возможность нанесения ущерба другим, праведники прежних поколений делали больше, чем требует Закон. И даже если речь идет о главе народа, который видит, что чужое животное лежит под тяжким грузом, он не только разгружает, но и загружает вместе с его владельцем»[13]. Исполнение законов, определяющих отношения человека с Творцом, и познание путей Всевышнего ведет к богобоязненности даже в тех случаях, где по закону нет и тени греха. Точно так же, когда речь заходит об отношениях между людьми, необходимо исключить даже невольное причинение ущерба, даже если закон не сочтет человека виновным. И такая праведность свойственна лишь тому, кто осознает величие человека.


[1]Это выступление Сабы из Слободки записал рав Шмуэль Абба Снег, благословенной памяти, главный военный раввин Литвы, и оно было опубликовано в Ковно в вестнике «Кнессет Исраэль».

[2] Тосафот, Бава Кама 23а и 27б.

[3] Мишлей 14:21.

[4] Мишлей 11:12.

[5] Сангедрин 58б.

[6] Решит Хохма, раздел «О трепете», гл. 12.

[7] Теилим 99:4.

[8] Мидраш Рабба, Шмот, гл. Мишпатим.

[9] Коэлет 7:29. См. гл. 14 этой книги. Наши мудрецы, благословенной памяти, приводят два взаимодополняющих разъяснения этого стиха Писания. С одной стороны, человеку следует служить Творцу с чистой верой, не следуя за искаженными представлениями, приводящими его к утрате доли в обоих мирах, но, с другой стороны, ему необходимо обрести ясное мышление и проложить путь, ведущий к осуществлению возложенной на него задачи. — Примечание редактора.

[10] Шмот 23:5.

[11] Таргум Онкелос, там же.

[12] Нимукей Йосеф, Бава Кама 30а.

[13] Рамбам, Мишна Тора, «Законы об убийстве» 13:4.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?