Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О чем поговорить с детьми, как успокоить их, каких ошибок избегать, чему можно научиться?

Праздник Симхат-Тора в этом году разделил нашу жизнь на «до» и «после». Нам самим бы не падать духом, научиться преодолевать в себе страх, находить слова для молитвы, силы для учебы и работы. А тут и дети снова оказались без школ — как будто вернулся 2020-й год с его карантинами, только вместо непонятного вируса очень понятные враги, пришедшие нас уничтожить.

Если вы такой же растерянный родитель, как многие из нас, оказавшихся с детьми под ракетными обстрелами, давайте проверим вместе. Не совершаем ли мы некоторые из распространенных родительских ошибок? Не пытаемся ли мы сделать больше, чем в наших силах? Нет ли чего-то, что мы упускаем из виду? Чему мы можем научиться сами и научить детей, когда над нами взрываются ракеты и летают военные самолеты?

Что такое «взрослость»?

Даже когда внутри мы себя чувствуем неуверенными, слабыми, незащищенными, если у нас есть дети, значит, мы — взрослые. И основная задача взрослого состоит в том, чтобы давать своим детям опору во всех ситуациях, транслировать спокойствие и уверенность — даже во время войны. Особенно во время войны.

Три уровня взрослого поведения актуальны во всех ситуациях. Первый — практические аспекты: покупка продуктов, готовка, обеспечение продолжения образования детей, игры и поделки, организация совместных семейных вечеров. Нам следует организовать всё так, чтобы дети чувствовали: дома есть понятный распорядок дня, в который включены: хотя бы минимальная учеба, помощь по дому, совместные игры с детьми, совместные трапезы. Всё это необходимо, для того чтобы снизить тревожность детей, насколько это возможно. Сейчас это самое главное.

Второй — моральный. Наша взрослая функция — успокаивать и утешать. Но сначала надо успокоить самих себя: ведь дети очень чувствительны к беспокойству родителей, и чем выше уровень страха у взрослых, тем больше волнуются дети. Для этого, в первую очередь, нужно самим ограничить просмотр новостей и особенно страшных репортажей, и ни в коем случае не допускать, чтобы дети видели пугающий видеоряд и слышали радиопередачи, которые могут их напугать.

Третий: духовный. Напомним самим себе и своим детям, что Вс-вышний не только сотворил этот мир, но и управляет им, и что все происходящее — часть Б-жественного плана. Объясним детям: враги хотят, чтобы мы боялись, чтобы мы были разрозненными, чтобы мы перессорились, но Вс-вышний не допустит уничтожения еврейского народа — Он только испытывает нас, а наша задача — выстоять в этом испытании. Как? Об этом пойдет речь дальше.

Наши дети всех возрастов нуждаются в том, чтобы услышать от нас, что все будет хорошо. Наши уверения успокоят их и дадут им инструменты, необходимые для того, чтобы справиться со своими страхами и стрессом. Кроме того, пока дети не ходят в школы и детские сады, мы имеем возможность гораздо чаще обнимать их, целовать, встречаться глазами, говорить ласковые добрые слова, а это бесценно.

Папы и мамы часто находят поводы чувствовать стыд и вину из-за своих мнимых родительских ошибок и недочетов. Но ведь на самом деле, мы самые лучшие родители для своих детей: преданные и заботливые. Мы даём им всё, что мы можем дать, и готовы ради них пожертвовать жизнью. Иногда наш собственный ресурс на исходе — и тогда нам нечем делиться с детьми. Вместо того, чтобы винить себя, нужно найти те занятия, которые будут каждый день «заряжать наши батарейки». Молитва, горячая ванна, вкусное блюдо, вдохновляющий урок, интересная книга, любимое хобби, волонтерская работа — и это неполный список того, что наполняет нас, делает нас сильнее и спокойнее. Тогда мы сможем стать той опорой для детей, в которой они так нуждаются.

Расскажем детям о войне

Очень важно, чтобы информацию о войне дети получали от нас, от родителей, а не из новостных сайтов, радио и телевидения, где дети могут увидеть или услышать что-то, что негативно может сказаться на их психике. Вместе с тем, нельзя полностью скрывать от них, что происходит: неизвестность пугает. Нужно подобрать подходящие слова отдельно для младших детей и отдельно — для старших.

Наиболее уязвимы младенцы и дети ясельного возраста. Они совершенно не понимают, что происходит, но чувствуют вокруг себя напряжение. Малыши считывают невербальные сигналы, которые мы непреднамеренно им подаем, об этом нужно помнить и регулировать свои эмоции, когда младенец у нас на руках или рядом в коляске. Постараемся поддерживать их распорядок дня, насколько это возможно, и в то же время быть физически и эмоционально доступными для них.

Уже говорящих детей важно выслушать и узнать, что их волнует, попытаться понять, какие чувства они испытывают. Дети боятся войны больше, чем взрослые, и причины этого излишне объяснять. Поэтому постараемся услышать и незаданные вопросы: если ребенок о чем-то не спрашивает, это может означать как отсутствие интереса, так и страх узнать что-то слишком ужасное. Простого вопроса: «Как ты себя чувствуешь?» — может быть достаточно, чтобы начать разговор. Если это не помогает, проявим фантазию: порисуем вместе или поиграем в ролевую игру.

Объясним каждому ребенку самым простым языком на его уровне: что это за война, кто и почему ее начал, что Израиль делает, чтобы победить врага, и как Всевышний нам помогает. Поговорим не только о ракетах, которые в нас летят, но и о солдатах, которые за нас воюют, и о жителях юга, которые живут на границе, и предложим детям подумать вместе — чем мы можем им помочь. Какие молитвы и псалмы лучше читать? Почему детские молитвы обладают особой силой? Где можно узнать имена конкретных людей, чтобы молиться за их здоровье и благополучие? Как учеба Торы помогает нашей победе, с кем, что и когда мы можем поучить? Чем занимаются благотворительные организации, такие как «Яд Элиэзер», «Ихуд Ацала» и другие — и можем ли мы тоже поучаствовать в их волонтерской работе?

Какие продукты и предметы первой необходимости лучше купить для солдат и жителей приграничных районов? Можно ли пригласить какую-то семью пожить у нас дома? А что если написать для солдат открытки, нарисовать рисунки? Даже самые маленькие дети почувствуют себя увереннее и спокойнее, если мы, родители, предоставим им возможности для добрых дел. И не будем забывать о том, что песни, смех, юмор, шутки снижают тревожность. Если мы сами не в трауре, нет никакой причины избегать веселья.

Как и во всех ситуациях, связанных со стрессом, травмой, чем-то выходящим за рамки нормы, основной совет для родителей: говорить, обсуждать, повторять на разные лады травмирующую тему — до тех пор, пока ее упоминание не перестанет вызывать сильные эмоции. В данном случае — если кто-то из детей очень перепугался звука сирены или разорвавшейся ракеты, то нужно с ним обсуждать все подробности этой ситуации, все его чувства; рисовать ракету и людей, бегущих в укрытие; гудеть, как сирена — словом, делать всё, чтобы придать угрожающему предмету черты обыденного. Как бы жутко это ни звучало.

С детьми постарше можно поговорить о возможных сценариях, постараться выяснить, чего именно боится каждый ребенок. Кто-то боится не успеть добраться вовремя до убежища, кто-то — испачкать одежду, выполняя рекомендацию лечь на землю (в открытом пространстве во время обстрела), кто-то услышал о заложниках и думает, что может попасть в плен. Зная о конкретных страхах, мы, родители можем помочь им эти страхи преодолеть.

Неплохо бы вместе с детьми не только проверить, как добираться до бомбоубежища и хорошо ли там закрывается дверь, но и потренироваться, что делать, если сирена застанет нас на улице. Расскажем детям, как и зачем мы ложимся на живот, найдя относительную низину поблизости, и закрываем голову руками. Объясним, почему стоит подождать 10 минут после сирены. Предупредим, что старшие — родители или даже солдаты — могут закрыть своими телами маленьких детей, чтобы в них не попали осколки ракет — и это не будет означать, что взрослые хотят их раздавить, а совсем наоборот: защитить.

Чему мы можем научиться сами и научить детей в эти тяжелые дни?

Конечно, мы надеемся и верим, что скоро всё закончится, террористы будут побеждены, заложники будут освобождены, резервисты вернутся домой, откроются школы и детские сады. Но сегодня наша реальность такова, что мы с детьми снова оказались запертыми в четырех стенах, и часто — это стены бомбоубежищ. Даже в этой ситуации не теряет актуальности один из важнейших еврейских девизов: «большая заповедь — быть в радости».

Если еврейский народ умел радоваться в гетто и концлагерях, то в собственных домах рядом со своими детьми поводов для радости и искать не нужно: достаточно оглянуться вокруг. Итак, мы ничего не ждем, а прямо сейчас (если не сделали этого раньше) обустраиваем ближайшее бомбоубежище так, чтобы оно было для наших детей не комнатой страха, а комнатой игр, красочных книг, веселых песен и единения всей семьи. И не загадываем, сколько времени нам придется провести в нашей импровизированной «игровой».

Тяжелые испытания посылаются нам для того, чтобы мы учились чему-то, становились лучше, делали лучше жизнь близких. Вот несколько идей для обсуждения с детьми.

  • Концепция взаимной ответственности евреев друг за друга (коль Исраэль аревим зэ ла-зэ): как мы помогаем другим людям и как другие помогают нам. Зайти к пожилым соседям? Испечь пироги для солдат? Прочитать Псалмы? Выучить Мишну? Другие идеи?
  • Важность молитвы — всегда, и, в частности, в трудные моменты жизни. Особенность молитвы детей.
  • В чем состоит наш иштадлут (усилия, которые мы предпринимаем), а где мы «передаем контроль» Вс-вышнему. Не в наших силах повернуть ракеты вспять. Но освободить и оборудовать бомбоубежище; не бежать в укрытие, а идти шагом, чтобы не сломать ногу; не паниковать — всё это и многое другое в наших силах.
  • Существуют методы и способы справляться с нервозностью и волнением. Можно почитать про них и поделиться друг с другом, кому что помогает.
  • Когда происходят ужасные и страшные события, испытывать стресс, гнев или даже замешательство — это нормально. Но мы, родители, здесь, с детьми, и мы заботимся о них. А самое главное — Всевышний заботится обо всех нас, обо всем народе Израиля, поэтому всё будет хорошо, с Б-жьей помощью, враг будет побежден, и Израиль выстоит.

 


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?