Темы: Суккот, Раввин Бенцион Зильбер, Облака Славы
Б-г предписал нам жить в суккот (шалашах, покрытых особым образом) семь дней (Ваикра 23:39-44) — в память об облаках Славы, которые покрывали еврейский стан в пустыне, защищали от нестерпимого зноя и показывали особую близость Б-га к еврейскому народу.
Нам заповедано жить в шалашах с пятнадцатого числа месяца Тишрей. Т.е. осенью. Рассматривая законы о сукке, раби Яаков бен-Ашер (Бааль а-Турим) спрашивает: почему осенью? Ведь облака Славы покрыли стан при выходе из Египта (Шмот 12:37). А это было весной — пятнадцатого Нисана. Почему же Б-г повелел нам жить в шалашах в память об облаках Славы осенью?
На это он отвечает: когда мы выполняем мицву (заповедь), важно, чтобы было видно: мы это делаем ради самой мицвы, а не просто для удовольствия и удобства. Возможно, если бы нам предписали жить в шалашах весной, со стороны могло показаться, что мы так поступаем просто потому, что в жаркое время в шалаше приятнее жить, чем дома.
А Б-г велел поселиться в шалаше осенью, когда даже те, кто строил шалаши и жил в них летом потому, что это приятно, разбирают их и возвращаются в дом. Евреи же, наоборот, в это время только выходят в шалаши: и это ясно показывает, что мы делаем это ради заповеди, а не для приятности и комфорта.
Виленский Гаон (а-Гро) дает совершенно иной ответ на этот вопрос. Когда евреи изготовили золотого тельца, Всевышний разгневался на них — и в определенной мере отдалился от них... И народ остался без облаков Славы, выражавших близость Всевышнего.
Моше молился на горе Синай сорок дней, а затем еще сорок. Во второй раз он поднялся на гору Синай в первый день месяца Элуль, а спустился в Йом-Кипур, когда еврейский народ был полностью прощен и Всевышний вновь приблизился к нему. С тех пор Элуль стал месяцем близости Б-га к еврейскому народу, месяцем возвращения народа к Б-гу, исправления, а Йом-Кипур — днем прощения.
Свидетельством особой близости Б-га к еврейскому народу стало Его повеление построить Мишкан (переносной Храм) — место присутствия святости Б-га среди еврейского народа. Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур — десятого числа месяца Тишрей, собрал весь народ на следующий день, одиннадцатого Тишрея, и говорил о строительстве Мишкана и приношениях, необходимых для этого. Так написано в начале главы Ваякель.
И, как там сказано, народ начал воодушевленно и активно собирать приношения. За два дня было собрано всё, что нужно.
Давайте сейчас посчитаем по дням. 10-го числа Моше спустился с горы, 11-го всех собрал, два дня — 12-го и 13-го — собирали приношения, 14-го пришли специалисты, которым предстояло руководить строительством Мишкана, проверили и увидели, что всего достаточно — и даже предостаточно.
А на следующий день, 15-го, началось строительство Мишкана. И тогда облака Славы вернулись к еврейскому народу. По а-Гро выходит, что мы отмечаем не тот день, когда облака Славы спустились на стан при выходе из Египта, а тот, когда Облака, покинувшие стан в результате греха золотого тельца, вернулись — после Йом-Кипура и начала строительства Мишкана.
Интересно, что это также объясняет, почему Б-г предписал нам отмечать день в память об облаках Славы, но не установил дней в память о мане (манне) и колодце Мирьям. Однако к этому пшату (толкованию в соответствии с прямым смыслом стихов Торы) есть серьезный вопрос. Из Торы следует, что и после греха золотого тельца облака Славы продолжали покрывать стан...
На это отвечают: стан покинули не все Облака, а только та особая их часть, которая свидетельствовала об уникальной близости Б-га к еврейскому народу. Так, согласно а-Гро, в Суккот мы празднуем возвращение близости Б-га к еврейскому народу после отдаления.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?