Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда наш кандидат ради гиюра вливается в существующее еврейское общество, он сталкивается с очень разными степенями соблюдения и несоблюдения

«Гиюр» — это переход нееврея в иудаизм, в результате которого он становится евреем. В этой короткой статье я попытаюсь поделиться своим опытом в области гиюров. На протяжении долгих лет я общался с большим количеством мужчин и женщин, которые прошли гиюр. Моя роль в судьбе этих людей состояла в проведении собеседований и индивидуальных занятий. Кроме того, я организовывал им уроки с другими преподавателями, и по прошествии времени давал рекомендацию в раввинский суд. В самой церемонии гиюра я почти никогда не участвовал, но после того как человек проходил гиюр, мы продолжали видеться и общаться, и со многими мы поддерживаем отношения долгие годы. На основании этого я хорошо представляю себе некую общую картину русскоязычных прозелитов — «герим».

Весь мой опыт связан с такими герим, которые всерьез интересовались иудаизмом, довольно долго его изучали и в итоге становились соблюдающими евреями — даже если речь идет о паре, где один из супругов еврей по рождению, а второй проходит гиюр. Другими словами, моя работа никак не была связана с «индустрией гиюров», сложившейся в разных местах, где не очень религиозный «гиюр» прикрывается целью интеграции и абсорбции неевреев в народе Израиля. Таким образом, эта практика основана на парадигме, в которой народ Израиля — это народ, который несет Тору и заповеди сквозь историю лишь потому, что они являются его национальным и культурным достоянием. В этой парадигме ослабление Торы и заповедей, и даже их исчезновение, при всей своей трагичности, не будет являться критичным для существования народа Израиля. Но с точки зрения самой Торы (об этом многократно написано в Пятикнижии и у наших пророков) принципиальным и критичным для существования народа Израиля является его связь со Всевышним: еврейский народ должен видеть в отношениях со Всевышним единственный залог своего существования, а Тора и заповеди являются функцией отношений между Б-гом и еврейским народом.

Много лет назад я сформулировал для себя некий важный принцип, который всегда объяснял соискателям гиюра. Мы выросли в светском обществе, но в рамках цивилизации, которая построена на христианском фундаменте, и поэтому различными способами — через литературу, кино и просто через межчеловеческие коммуникации — в сознание человека внедряется христианское представление о религиозной общине, в которой существует разделение на служителей культа и мирян. Служители культа ходят в черном, долго молятся, у них множество всяких ограничений и знаков отличия. Миряне, даже воцерковленные, не только могут ходить в обыкновенной одежде — их религиозные обязанности намного скромнее, а многие предписания для них носят лишь рекомендательный характер. Несомненно, миряне должны креститься в младенчестве или хотя бы во взрослом возрасте. Они должны веровать и участвовать в церковных таинствах (пусть даже нерегулярно) и тогда они будут считаться стопроцентно религиозными людьми. Я пытался довести до понимания претендующих на гиюр, что от них требуется не какая-то религиозность, а именно «еврейская» религиозность. Это не значит, что нужно ходить в черном костюме и белой рубашке и учиться весь день в коллеле — это значит, что все, что написано в алахических книгах, обязательно к исполнению. Что касается ассоциативной связи с христианским устройством религиозной жизни, то гер на своем пути зачастую сталкивается с неправильным представлением о религиозности, которое противоречит Торе: он думает, что достаточно «быть как христиане, только евреем» — верить в Единого Б-га, в то, что Он создал мир, что есть награда и наказание, и что Тора дана Всевышним. А что касается соблюдения даже центральных заповедей, таких как Шабат, кашрут, запрещенные интимные связи и т.д. — в этих вопросах, и тем более в деталях соблюдения, он ждет от Всевышнего снисходительности.

Еще один камень преткновения, который лежит на пути у будущего гера, куда больше и тяжелее, чем неправильные изначальные ассоциации и ожидания, почерпнутые из христианской культуры. Это «иудаизм лайт», еврейский национализм и сектантство.

Здесь нужно дать небольшую справку — объяснить читателю несколько базовых вещей. Те евреи, которые считаются евреями с точки зрения Торы (те, у кого мать еврейка), могут быть разделены на несколько категорий в зависимости от их мировоззрения. Есть евреи, которые уже отвернулись и от иудаизма, и от еврейского народа вообще. Они приняли христианство или ислам, или просто не ассоциируют себя с еврейским народом. Кроме этого, есть евреи — большая часть еврейского населения Израиля и многие евреи диаспоры — которые являются в той или иной степени еврейскими националистами. Значительная их часть — люди совершенно неверующие, но они ассоциируют себя с «историческим» еврейским народом. Среди них есть те, кто что-то соблюдает, в той или иной степени: обрезание, еврейские свадьбы, траур. Отдельную группу представляют собой «традиционалисты» («масоратим»), но их называют традиционалистами не потому, что они подняли флаг соблюдения всю еврейской традиции и пекутся о ее сохранении, а потому что в их светской жизни соблюдение отдельных предписаний этой традиции занимает свое определенное место. Дальше идут различные группы и подгруппы соблюдающих, религиозных евреев, которые отличаются друг от друга множеством деталей, как правило не связанных со степенью соблюдения.

Очень часто пришедший извне человек путает строгое соблюдение алахи и обычное сектантство. Например, сегодня на улицах Иерусалима можно увидеть еврейских женщин, полностью покрытых черными покрывалами, даже без прорезей для глаз. Все они являются последовательницами одного раввина, который не имеет в раввинском мире никакой значимости. Практически все они росли в светских семьях, приобщились к Торе в зрелом возрасте. Не имея возможности опереться на семейную традицию, они попали под влияние секты. Многие становятся жертвами обмана со стороны различного рода псевдо-каббалистов, в т.ч. очень известных и популярных личностей, которые фактически проповедуют не только псевдо-каббалу, но и определенную форму облегченного, примитивного соблюдения. Чтобы разобраться во всем этом нужно написать отдельную большую статью. Но главное я попытаюсь коротко объяснить прямо сейчас.

Когда наш кандидат ради гиюра вливается в существующее еврейское общество, он сталкивается с очень разными степенями соблюдения и несоблюдения. Он может увидеть стопроцентно соблюдающих людей, и рядом с ними верующего еврея, который приходит в синагогу только по праздникам, а жена этого еврея носит брюки и не покрывает волосы. Будущий гер может познакомиться с верующим евреем, который ест в обычных некашерных ресторанах, но не заказывает там мясо. Кто-то приезжает в синагогу по Шабатам на машине. У кого-то жена нееврейка, но гиюр пока что не планируется. И абсолютно все перечисленные считают себя «хорошими евреями», общаются с раввинами, их вызывают к Торе.

В этой связи вспоминается одна история, которая произошла много лет назад. Один бизнесмен, состояние которого на тот момент оценивалось примерно в 5 миллиардов долларов, захотел, чтобы его тогдашняя подруга прошла гиюр. Сам он был человеком абсолютно светским, но происходит из восточной семьи, и ему не хотелось, чтобы его детей считали неевреями. Глава ешивы «Торат Хаим» рав Моше Лебель на правах члена раввинского суда объяснил ему, что когда иностранный гражданин хочет получить американский паспорт — то кроме того, что это длительный процесс, требуется чтобы у претендента не было криминального прошлого. Но гражданин США, даже совершивший тяжкие преступления, остается гражданином Соединенных Штатов. Убийцу приговорят к казни на электрическом стуле как американского гражданина. Лишить гражданства можно лишь того, кто это гражданство приобрел обманом, скрыв от властей важную информацию — например, о своем криминальном прошлом.

Мораль этой истории состоит в том, что евреи по рождению являются частью еврейского народа по определению, даже если они не соблюдают принципиальные, важнейшие вещи. Безусловно, это не снимает с них ответственности, но их «гражданство» неоспоримо. Но нееврей, с точки зрения Торы, никак не связан с народом Израиля, независимо от своих верований и степени праведности. И для того чтобы получить это «гражданство», он должен принять на себя соблюдение всех заповедей.

Подавляющее большинство этих людей спустя много лет после прохождения гиюра остаются серьезными, соблюдающими людьми, абсолютно интегрированными в еврейское религиозное общество. И естественно, что многие их знакомые и друзья даже не догадываются, что они герим.

Но в некоторых случаях после гиюра наступает кризис, причем буквально в течение пары дней. Суть кризиса в том, что приходя на уроки, посещая какую-то синагогу или организацию, человек понял, что для прохождения гиюра нужно соответствовать требованиям определенных раввинов. Но из внешних источников и общения с новыми знакомыми он узнал «секрет Полишинеля», что есть, оказывается, разные другие варианты еврейской религиозной жизни — просто они не приветствуются в этом раввинском суде. На самом деле, эти варианты, скорее всего, не приемлемы вообще, поскольку у людей, которые приобщаются к Торе — как у евреев, так и у неевреев — наблюдается склонность к катастрофическим заблуждениям. Например, в начале 90-х, на заре моей деятельности в Москве, один еврей сказал мне: «По Субботам я хожу в синагогу. Моя жена нееврейка, поэтому она ходит в церковь. Из иудаизма я соблюдаю три вещи: ношу кипу, отращиваю пейсы и не ем свинину».

Пройдя гиюр и столкнувшись с кризисом, новоиспеченный прозелит выпархивает, подобно птичке, из «гнезда», и уже не ориентируется на раввинов, которые несколько лет назад дали ему гиюр. К счастью, подобное случается редко…

Продолжение следует

Из журнала Мир Торы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?