Из цикла «Законы изучения Торы», темы: Раввин, Ешива, Еврейские законы, Талмуд, Изучение Торы, Тора
В условиях, когда Устная Тора не была записана, чтобы овладеть всей Торой, человеку нужно было иметь раби — учителя, потому что учитель являлся для него главным, и порой единственным источником знаний. В наши дни роль учителя изменилась. Поскольку мы изучаем не передаваемые устно идеи, а тексты, то учитель нужен нам скорее для того, чтобы приобрести навыки, необходимые скорее для того, чтобы извлечь идеи из текста, нежели для того, чтобы изучать непосредственно Тору. Помимо этого, наставник нужен для того, чтобы передать свое понимание Торы, к которому самостоятельно прийти было бы невозможно, а также для того, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
В ситуации, когда человек стоит перед выбором: отправиться туда, где обучают большому объему информации, или же туда, где обучают навыкам, позволяющим обрабатывать информацию и приходить к верным алахическим заключениям, — следует выбрать последнее.
Так же как одно тело отличается от другого, и для того, чтобы нормально функционировать оно нуждается в строго индивидуальном наборе подходящих ему питательных веществ, в определенных физических условиях и климате, так и душа человека: нет двух одинаковых людей, и потому каждая душа по-своему воспринимала речения Ашема на горе Синай. Потому и законы для разных людей будут, в определенных аспектах, различны, и на человеке лежит прямая ответственность за то, чтобы знать Тору настолько хорошо, насколько необходимо чтобы найти в ней свою индивидуальную истину. Тому, кто к этому ещё не готов, следует найти рава, свойства души («тхунот а-нефеш») которого настолько схожи с его собственными, чтобы дать человеку ощущение, что если у кого и есть правда, так именно у этого рава. Таким образом, когда кто-то задает вопрос раввину, то уже самим этим фактом он выносит алахическое решение («псак»), ведь это он решает кому задать вопрос. И если принимая решение о том, кому задать вопрос, человек руководствуется собственными представлениями и предпочтениями — исходит из желаемого облегчения, устрожения, или из того, что ему удобнее — то он рискует получить ответ, который, на самом деле, ему не подходит.
Реувен решает кому задать возникший вопрос. Есть рав, который в курсе его жизни, хорошо знает алаху, и, как представляется Реувену, понимает Тору схожим образом. И есть другой рав, который более «открытый», чем первый, или дает более удобные ответы. В такой ситуации правильным решением для Реувена будет постараться получить ответ у первого раввина и следовать ему.
У отца есть обязанность обучить своих сыновей всей Торе или же обеспечить их достаточными знаниями и умениями, чтобы они могли исполнить эту заповедь самостоятельно. Важную роль в этом могут сыграть школа, ешива и индивидуальные занятия с преподавателем, однако ответственность за достижение конечного результата лежит на отце.
Согласно законам изучения Торы, человек должен изучить Хумаш, Невиим и Ктувим, и после этого повторять их всю оставшуюся жизнь. Также следует учить агадот из ШАСа и Мидраш, и углубляться в них, посвящая этому все доступное для этого время. Похоже, что нет обязанности знать каждый отдельный мидраш и агаду. Тем не менее, их следует изучать, насколько позволяют возможности.
Из журнала Мир Торы
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?