Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О Мордехае бен Яир из колена Биньямина

«Был муж иудейский в столице Шушан, и имя его — Мордехай, сын Яира, сына Шими, сына Киша, из колена Биньямина»[1]. Сказал раби Шмайя: разве, кроме Мордехая, не было больше иудеев в Шушане? Ведь сказано: «А иудеи, которые (были) в столице Шушан»[2]. Но поскольку Мордехай был праведником, потомком семьи царя (Шауля), всю жизнь посвятившим Торе и ни разу не прикоснувшимся к некошерной пище, было особо подчеркнуто, что он еврей. Он был назван Мордехаем, потому что его молитва была приятна Богу, как отборное благовоние — мор дехи; сыном Яира — потому что прояснил (меир) законы Торы. Сыном Шими — того самого Шими, который вышел и проклинал царя Давида; сыном Киша — потому что он стучал (икиш) в ворота милосердия и они открылись (его молитва была услышана).

Сказал раби Шимон: как велика была мудрость Мордехая! Он знал 70 языков и поэтому назывался Мордехай Билшан (от слова лашон — язык). Он сидел у ворот дворца (где сидели важные вельможи) и следил, чтобы Эстер и ее служанки не ели ничего, запрещенного Торой. Однажды он услышал, как двое царских слуг (которых звали Бигтан и Тереш) договариваются между собой на языке касдим (на котором говорили вавилоняне; комментаторы же пишут, что они говорили на языке тарсиим): «Сейчас царь ляжет спать полуденным сном. А когда он проснется и попросит воды, дадим ему яд в золотом кубке». Мордехай тут же передал их слова Эстер. А Эстер «сказала царю от имени Мордехая»[3]. Отсюда еврейские мудрецы учат, что тот, кто передает слова от имени сказавшего их, приводит в мир избавление. Когда царь проснулся, он велел двум слугам напоить его, и те принесли ему яд в золотом кубке с водой. Царь сказал им: «Вылейте эту воду передо мной». Ответили слуги: «Государь! Ведь это хорошая, чистая, холодная вода».

Царь повторил: «Я желаю, чтобы ее вылили!» Воду немедленно вылили, и в ней обнаружился яд. Царь приказал повесить преступников, как сказано: «И были оба повешены»[4]. Всё, что происходило с царем, записывали в книгу летописей, которую хранили в особом шкафу и по его желанию зачитывали. И о том, что Мордехай предупредил царя о покушении, тоже было записано в летописи.

Сказал раби Пинхас: в мире было двое очень богатых людей: еврей Корах, который нашел клад с золотом Йосефа, и нееврей Аман, который завладел богатством царей Иудеи и драгоценностями Храма. Царь Ахашверош увидел богатство Амана и его 10 сыновей и решил возвысить его, как сказано: «В тот день возвысил царь Ахашверош Амана, сына Амдаты»[5]. Царь велел, чтобы все кланялись Аману и падали ниц перед ним. Аман вышил на своей одежде фигуру идола, и получалось, что тот, кто кланяется Аману, кланяется идолу. Когда Мордехай увидел идола, он отказался кланяться и падать ниц перед Аманом, как сказано: «А Мордехай не поклонится»[6]. Аман разгневался на Мордехая и сказал: «Мои предки ненавидели этих евреев с самого начала. А теперь я попрошу царя уничтожить их навсегда!» Он вошел к царю и сказал: «Есть один народ. рассеянный и обособленный. законов царя не выполняют, и царю не стоит оставлять их (в живых). Если царю угодно, пусть прикажет уничтожить их»[7]. Аман сказал царю: «Возьми половину моего богатства и дозволь мне уничтожить их!» Царь ответил ему: «Я отдаю их тебе без какой-либо платы». А пророческий дух сказал (евреям): «Были отданы вы (на гибель) бесплатно, и не за деньги спасены будете»[8].

Сказал раби Йосе: Аман был великим астрологом и колдуном. Он бросил жребий по звездам, чтобы определить месяц, день и время суток для исполнения своего замысла, как сказано: «Был брошен жребий перед Аманом»[9]. Во все страны, подчиненные Ахашверошу, были разосланы уведомления: «Уничтожить, убить и истребить всех евреев, от малого до старого, детей и женщин, в один день, 13-го числа 12-го месяца — месяца адара»[10]. Это выпало на вторник, под знаком Льва. Мордехай, услышав о приказе, разорвал на себе одежды, оделся в мешковину, посыпал голову пеплом, вышел на улицы города и закричал: «Владыка мира! Разве не поклялся Ты моим праотцам, что умножишь их потомство, как звезды на небесах?! А теперь Ты отдал их, как скот, на заклание!» Когда Эстер услышала об этом, силы покинули ее, как сказано: «И царица сильно испугалась»[11]. Она послала к Мордехаю свое доверенное лицо — Атаха, чтобы тот выяснил, в чем дело: «И пошел Атах к Мордехаю»[12]. Мордехай объяснил Атаху, что происходит, и тот передал всё Эстер.

Аман увидел, как Атах ходит к Мордехаю, и убил его. У Эстер не было другого надежного посланника, чтобы снова отправить к Мордехаю, и она собралась идти к нему сама, как сказано: «И сказала Эстер, что ответит Мордехаю (но не сказано, через кого)»[13]. Она сказала ему: «Иди, собери всех евреев, которые находятся в Шушане, и поститесь за меня. Не ешьте и не пейте три дня, ни днем, ни ночью.»[14] А было это 13, 14 и 15 нисана. Мордехай сказал ей: «Но ведь на третий день этого поста выпадает праздник Песах!» Эстер ответила: «Ты глава Синедриона, и ты говоришь такое! Ведь если не станет еврейского народа, кому будет нужен Песах?!» Мордехай внял ее словам и сделал, как она велела, как сказано: «И перешел Мордехай (преступил закон), и сделал всё, что велела ему Эстер»[15]. Получается, что в первый день праздника Песах евреи постились.

На третий день поста Эстер надела царские одежды и позвала царя и Амана на пир, который устроила для них 15 нисана. После трапезы Аман решил: «Царь возвеличивает меня, и его жена тоже. Нет никого во всём царстве более великого, чем я!», как сказано: «И вышел Аман в тот день радостным, с веселым сердцем»[16]. «В ту ночь царю не спалось»[17]. В ту ночь не было покоя Всевышнему на небесах и не спалось царю на

земле — он проснулся в страхе, затем заснул снова, и ему приснился Аман, который вытащил саблю, чтобы его убить. Царь испугался и вновь проснулся. Он велел сыновьям Амана — своим слугам — читать вслух летописи. Открыли летописи и нашли в них, что Мордехай предупредил о заговоре Бигтана и Тереша. Слуги не хотели это читать, но летопись стала сама читать себя вслух, как сказано: «И читались (летописи) перед царем»[18]. Не сказано «читали перед царем», а сказано «читались». Тут же Ахашверош велел позвать Амана, и ему ответили: «Вот он, ждет снаружи».

Царь подумал: «То, что я увидел во сне, — правда! Он явился сюда в такой час (посреди ночи), чтобы меня убить!» Он велел впустить Амана. Когда тот вошел, царь обратился к нему: «Я хочу оказать почести одному человеку и возвысить его. Что мне для него сделать?» Аман подумал: «Кому, как не мне, царь захочет оказать почести?»[19] Эти мысли Амана Бог открыл людям, и их записали в Свитке Эстер. Аман сказал царю: «Государь! Если ты хочешь оказать кому-то почести, пусть принесут одежду, в которой короновали царя, приведут коня, на котором царь ехал в день коронации, и поднесут корону, которую тогда возложили на голову царя». Ахашверош сказал ему: «Злодей! Не хватает тебе того, что у тебя есть, ты хочешь еще и корону с моей головы!? Почему же ты меня еще не убил?!» Аман увидел, что царь в гневе из-за того, что просят его корону, и сказал: «И пусть дадут одежду и коня (а о короне промолчал), и пусть ведет его один из царских сановников»[20].

Ахашверош велел: «Иди и сделай всё это Мордехаю-иудею, который сидит у ворот дворца»[21]. Услышав это, Аман очень испугался. Он сказал царю: «Владыка! Есть много Мордехаев!» Ответил царь: «Мордехаю-иу-дею». Аман сказал: «Есть много иудеев по имени Мордехай». Ответил царь: «Тому, кто сидит у ворот дворца». Сказал Аман: «Государь! Я думал, ты имеешь в виду кого-то важного. А этому достаточно дать землю и виноградники. Зачем ему царские почести?» Ответил царь: «Иди и делай всё, что сказал. И я могу еще добавить ему то, что ты присудил ему сейчас. Клянусь своей жизнью и короной, что именно тебе подобает выполнить всё это». Тогда Аман взял одежду и коня, пошел к Мордехаю и приветствовал его, сказав: «Мир тебе». Ответил ему Мордехай: «Сказал Бог: “Нет мира нечестивым”[22]». Аман сказал: «Встань и надень царские одежды». Мордехай ответил ему: «Глупец! Разве ты не знаешь, что я сижу уже три дня, одетый в мешковину и посыпанный пеплом, из-за того, что ты наделал?! Поэтому (прежде) отведи меня в баню!»

Эстер же (в дни поста) издала указ, что тот, кто разогреет баню, умрет. Пришлось Аману нарушить запрет царицы и самому разогреть баню, так как работники боялись это делать. Он послал своего старшего сына позвать Мордехая в баню. Мордехай ударил его по ногам и сказал: «Почему твой отец не пришел сам?! Ведь он мой раб!» Сын пошел и передал его слова отцу. Тогда Аману пришлось самому отвести Мордехая в баню, а также постричь и одеть. Аман сказал Мордехаю: «Садись на коня». Мордехай ответил: «Я обессилел от поста и не могу влезть на коня». Тогда Аману пришлось пригнуться. Мордехай встал на него и сел на коня. А взбираясь на него, Мордехай пнул Амана ногой. Аман спросил его: «Разве не сказано в Торе: “Не радуйся падению твоего врага”[23]?» Мордехай ответил: «Это сказано про враждующих между собой евреев. А об идолопоклонниках сказано: “А ты будешь попирать их (жертвенники)”[24]».

Мордехай явился к царю, а Аман шел перед ним и провозглашал: «Вот что будет сделано человеку, которому царь хочет оказать поче-сти»[25]. «А Аман поспешил в свой дом удрученным и с покрытой голо-вой»[26]. «Удрученным» — из-за своей дочери (которая выбросилась из окна). «С покрытой головой» — из-за того, что с ним произошло. Сказали ему его жена Зереш и все приближенные: «Разве ты не слышал, что произошло с фараоном в Египте?» «Если Мордехай, перед которым ты начал падать, из еврейского народа, то не сможешь ты победить его»[27]. В этот момент пришли слуги Эстер и забрали Амана на приготовленный ею пир. Это было 16 нисана.

Выпив и поев, царь обратился к Эстер: «Каково твое желание, царица Эстер? В чем твоя просьба..?»[28] Она ответила: «"Если угодно царю, то

пусть будут дарованы мне жизнь моя по просьбе моей и мой народ — по моему желанию»[29]. Ведь один человек купил нас, чтобы уничтожить. «А если бы нас продали в рабство, я бы смолчала»[30]». Спросил ее царь: «Кто это?»[31] Ответила Эстер: «Этот злодей Аман»[32]. «А царь поднялся в гневе с пира»[33] и вышел в сад. Тогда ангел Михаэль принял вид человека и стал рубить деревья в саду. Увидел его царь и спросил: «Кто это?» Человек ответил: «Я сын Амана. Отец приказал мне это делать». Царь разгневался еще больше и вернулся из сада в комнату. В это время ангел Михаэль подтолкнул Амана к Эстер, и это выглядело так, будто тот ее домогается. Царь воскликнул: «Неужели он еще и домогается царицы при мне?!»[34] Тут же Аману закрыли лицо, и царь приказал его повесить.

Пророк Элияу, да будет упомянут добром, явился в образе Харвоны, одного из слуг Ахашвероша, и сказал: «В доме Амана есть деревянный столб, взятый из Храма, размером в 50 локтей», как сказано: «А перед колоннами сделал крытый вход размером в 50 локтей»[35]. Тогда Ахашверош велел: «Повесьте его на нем»[36], выполнив таким образом сказанное: «Сам он будет повешен на нем (на бревне из его дома)»[37], и сказано: «И повесили Амана на дереве, которое приготовил для Мор-дехая». А всё имущество Амана царь отдал Мордехаю и Эстер, выполнив сказанное: «А дом его будет превращен в руины»[38] (то есть награбленное Аманом у евреев имущество вернулось к ним). Ахашверош велел евреям делать с их врагами то, что им кажется правильным. Были написаны и разосланы послания во все страны, подвластные Ахашверо-шу, в этих посланиях евреям разрешалось убивать и уничтожать врагов 13-го числа 12-го месяца, под знаком Льва. Лев — царь над всеми животными, а Бог — Царь над всем миром и может разворачивать влияние созвездий в ту сторону, в какую пожелает. Вначале созвездия были

знаком уничтожения всех евреев, а потом Бог развернул их влияние наоборот, против их врагов, как сказано: «И всё перевернулось, и евреи восторжествовали над своими врагами»[39].

Сказал раби Элиэзер: у Амана было 40 сыновей. Из них 10 служили Ахашверошу, как сказано: «А 10 сыновей Амана повесили»[40], а остальные 30 находились в других странах царства Ахашвероша.

Сказал раби Пинхас: Мордехай правил всеми евреями, как сказано: «А Мордехай вышел от царя одетым в царские одежды, с золотой короной на голове»[41]. Он был одет, как царь, носил корону, как царь, и вызывал трепет, как царь, как сказано: «И обуял их страх перед Мордеха-ем»[42]. Как имя царя на устах по всей стране, так было и имя Мордехая: «А слух о нем разнесся по всем государствам»[43]. Он был праведным человеком, который добивался блага для своего народа, как сказано: «Так как еврей Мордехай был вторым (в царстве) после царя Ахашвероша… добиваясь добра своему народу и мира всем своим соплеменникам»[44]. Про него сказано: «Храни непорочность и соблюдай прямоту, ведь будущее за человеком, желающим мира»[45].


[1] Эстер 2:5.

[2] Эстер 9:18.

[3] Эстер 2:22.

[4] Эстер 2:23.

[5] Эстер 3:1.

[6] Эстер 3:2.

[7] Эстер 3:8-9.

[8] Йешаяу 52:3.

[9] Эстер 3:7.

[10] Эстер 3:13.

[11] Эстер 4:4.

[12] Эстер 4:6.

[13] Эстер 4:15.

[14] Эстер 4:16.

[15] Эстер 4:17.

[16] Эстер 5:9.

[17] Эстер 6:1.

[18] Эстер 6:1.

[19] Эстер 6:6.

[20] Эстер 6:9.

[21] Эстер 6:10.

[22] Йешаяу 48:22.

[23] Мишлей 24:17.

[24] Дварим 33:29.

[25] Эстер 6:11.

[26] Эстер 6:12.

[27] Эстер 6:13.

[28] Эстер 7:2.

[29] Эстер 7:3.

[30] Эстер 7:4.

[31] Эстер 7:5.

[32] Эстер 7:6.

[33] Эстер 7:7.

[34] Эстер 7:8.

[35] Мелахим I 7:6.

[36] Эстер 7:9.

[37] Эзра 6:11.

[38] Эзра 6:11.

[39] Эстер 9:1.

[40] Эстер 9:14.

[41] Эстер 8:15.

[42] Эстер 9:3.

[43] Эстер 9:4.

[44] Эстер 10:3.

[45] Теилим 37:37.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?