Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы соблюдения траура

Откуда мы учим, что следует творить добро умершим? От Всевышнего, который сделал добро своему рабу Моше и сам похоронил его, как сказано: «И похоронил его (Всевышний) в низине»[1]. Сказал рабан Гамлиэль, сын раби Йеуды а-Наси: не только Моше сделал Всевышний добро, но и Аарону. Моше, Аарон и Элазар, сын Аарона, поднялись на гору Ор. Аарон умер там, и с горы спустились только Моше и Элазар. Колена Израиля говорили между собой: «Моше и Элазар оставили Аарона на вершине горы и спустились». Они не верили, что Аарон умер, и поэтому не желали оплакивать его. Всевышний поднял гроб Аарона и пронес его над станом. Когда сыны Израиля увидели летящий над ними гроб Аарона, они поверили, что он умер, и оплакивали его, как сказано: «И увидела вся община, что умер Аарон…»[2] Моше оплакивали только мужчины, как сказано: «И оплакивали сыны Израиля Моше»[3]. А Аарона оплакивали и мужчины и женщины, как сказано: «И оплакивал Аарона весь дом Израиля 30 дней»[4]. Его оплакивали все, потому что он любил мир и мирил людей между собой. Он каждый день проходил по стану и восстанавливал мир между мужем и женой и между людьми. (В одном месте сказано о смерти Аарона, когда евреи находились в Мосера. А в другом месте сказано, что он умер на вершине горы. На самом деле Аарон действительно умер на вершине горы, но поскольку оплакивали его в Мосера, то считается, будто он умер и похоронен там.)

Сказал раби Йосе: откуда мы учим, что надо соблюдать семь дней траура? От Йосефа, который сидел в трауре по своему отцу Яакову семь дней, как сказано: «И держал траур по своему отцу семь дней»[5]. Все важные люди Египта отправились хоронить Яакова, как сказано: «И взошли с ним колесницы и всадники»[6]. Сказал им Всевышний: «Вы сделали добро Моему рабу Яакову, поэтому Я дам вам и вашим потомкам награду в этом мире». Когда египтяне погибали в море, они удостоились погребения, как сказано: «Простер Ты правую руку Свою, и поглотила их земля»[7].

У кого мы учимся делать добро находящимся в трауре и умершим? У царицы Изевель (жены царя Ахава). Ее дворец стоял возле рыночной площади. Когда по ней проходили жених и невеста, она выходила из дворца, хлопала в ладоши, благословляла их и шла за процессией 10 шагов. А когда проносили умершего, она выходила, всплескивала руками, оплакивала его и шла за процессией. Пророк Элияу, благословенной памяти, пророчествовал о ней: «В Изреэльской долине сожрут псы тело Изевель»[8]. Но те части тела, которыми она делала добро, псы не тронули, как сказано: «И пошли хоронить ее, и нашли только череп, ноги и кисти рук»[9].

Также мы учимся делать добро умершим у жителей Явеш-Гилада. Когда погибли Шауль и его сыновья, жители Явеш-Гилада сказали: «Этот человек спас нас от аммонитян, разве мы не обязаны отплатить ему?» Собрались все их воины и шли всю ночь к стене Бейт-Шена, как сказано: «И встали все воины, и понесли тело Шауля…»[10]

Утешают скорбящих хлебом и вином, как сказано: «И вино для тех, кому горько на душе»[11]. Жители Явеш-Гилада постились и оплакивали Шауля и его сыновей, как сказано: «И постились семь дней»[12]. Всевышний сказал им: «Я вознагражу вас в будущем. Когда Я буду собирать еврейский народ со всех концов света, первыми Я верну на Землю Израиля половину колена Менаше» (Явеш-Гилад находился в наделе колена Менаше, на другой стороне реки Иордан). Сказано: «Мне (принадлежит) Гилад и Мне — Менаше»[13], а затем Всевышний вернет колена Эфраима и Йеуды, как сказано: «Эфраим — крепость главы Моей, Йеуда — законодатель Мой»[14]. Другое объяснение этих стихов: «Мне Гилад» — это царь Ахав, который умер в Рамот-Гиладе. «Мне Менаше» — это царь Менаше. «Эфраим — крепость главы» — это Йеровам бен Неват. «Йеуда — законодатель Мой» — это Ахитофель. «Моав — таз для умывания»[15] — это Гехази, а некоторые считают, что это царь Давид. «На Эдом брошу обувь свою»[16] — это Доэг-эдомеянин. «Мной раскроется их приязнь»[17], — сказал Всевышний: «Я должен найти (лефалеш) для них заслугу и сделать их друзьями (речь идет о тех, кто в этом мире были врагами, как Ахитофель, Доэг и Давид)».

Сказал раби Пинхас: через год после смерти Шауля и его сыновей, во время правления царя Давида, начался голод, который длился три года подряд, как сказано: «И был голод в дни Давида три года»[18]. В первый год голода, когда сыны Израиля собрались, чтобы вместе проверить, какой грех привел к задержке дождей и к голоду, Давид обратился к ним: «Проверьте, быть может, кто-то из вас поклоняется идолам!» За грех идолопоклонства наступает засуха, как сказано: «Берегитесь, чтобы не соблазнились сердца ваши… и станете служить идолам… И возгорится гнев Господа на вас, и затворит Он небо, и не будет дождя»[19]. Искали такого человека, но не нашли. На второй год, когда сыны Израиля собрались снова, Давид сказал им: «Проверьте, нет ли среди вас предающихся разврату!», ведь за грех разврата также может наступить засуха, как сказано: «…земля своим развратом и нечестивостью»[20], а дальше сказано: «И не выпадали ливни, и дождя не было»[21]. Искали такого человека, но не нашли. На третий год, когда сыны Израиля вновь собрались, чтобы проверить свои поступки и понять, почему продолжается засуха, Давид сказал им: «Проверьте, нет ли среди вас проливших кровь», ведь за убийство также наступает засуха, как сказано: «И не оскверняйте землю»[22]. Искали такого человека, но не нашли. Сказал им Давид: «Значит, причина засухи во мне».

Давид тут же стал молиться Всевышнему. Всевышний ответил ему: «Из-за Шауля (засуха). Ты на Земле Израиля, а он — нет» (то есть причина засухи в том, что Шауль похоронен за пределами Земли Израиля). Давид сразу же собрал всех мудрецов и великих людей Израиля, и они отправились за Иордан, в Явеш-Гилад. Они обнаружили, что кости Ша — уля и его сына Йонатана остались целыми. О них сказано: «Хранит все кости его, ни одна из них не сломалась»[23]. Взяли их кости, поместили в гроб и перешли Иордан обратно, в Землю Израиля, как сказано: «И похоронили останки Шауля и его сына Йонатана… и сделали всё, что приказал царь»[24]. Что царь приказал? Пронести гроб с останками Ша — уля по всей территории Земли Израиля, через наделы всех колен. В каждом наделе, куда попадал гроб, все жители выходили вместе с детьми ему навстречу и оплакивали Шауля, пока его не принесли в надел колена Биньямина, как сказано: «И похоронили его на территории надела его». Когда Всевышний увидел, что весь народ сделал добро Шаулю, Он смилостивился и послал дождь, как сказано: «И ответил Всевышний земле после этого»[25].

Сказал раби Нетанэль: за 300 лет до рождения царя Йошияу ему уже дано было имя, как сказано: «Вот сын родится в доме Давида, и имя ему — Йошияу»[26]. Он стал царем в восемь лет, и уже в этом возрасте он отказался от идолов, разбил их жертвенники, срубил посаженные в честь них деревья (ашера) и снес их статуи. Заслуги его сияли перед Престолом Всевышнего. Но из-за злодеяний, которые втайне совершали люди, этот праведник был убит на войне молодым. Все жители Иудеи и Иерусалима собрались вместе с пророком Ирмеяу, чтобы оплакать его, как сказано: «И оплакивал Ирмеяу Йошияу, и все шарим и шарот поведали о Йошияу в плаче своем»[27]. Сказал раби Меир: шарим (поющие) — это левиты, которые поют в Храме. Шарот — это их жены, которые знали особые напевы от своих мужей. Сказал раби Шимон: здесь идет речь не только о женах левитов, но и обо всех мудрых женщинах, как сказано: «Смотрите и позовите всех плакальщиц, чтобы пришли»[28].

Евреи взяли на себя обязательство оплакивать всех своих мудрецов и великих людей всем народом: «И сделали это законом для Израиля»[29]. Царь Шломо увидел, что добрые дела являются особой заслугой перед Всевышним, и когда он построил Храм, он сделал двое отдельных ворот: одни для женихов, а другие для скорбящих и отлученных от общины. Сыны Израиля садились между этими воротами по субботам. Когда входил кто-то в ворота для женихов, его благословляли: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, пошлет тебе на радость сыновей и дочерей». А когда в другие ворота входил человек с покрытой головой и с покрытым до рта лицом, знали, что он скорбящий, и говорили ему: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, утешит тебя». А если в эти ворота входил человек с покрытой головой, но с открытым лицом, то знали, что это отлученный, и говорили ему: «Пусть Тот, Кто обитает в этом доме, утешит тебя и поможет тебе слушать других мудрецов, и приблизят они тебя». Это делалось для того, чтобы все евреи могли выполнять заповедь совершения добрых дел. После разрушения Храма было постановлено, чтобы женихи и скорбящие ходили в синагоги и дома учения, чтобы находящиеся там люди могли радоваться с женихом и сочувствовать скорбящему, чтобы все евреи могли выполнять заповедь совершения добрых дел. О них сказано: «Благословен Ты, Всевышний, воздающий добром тем, кто творит добро».


[1] Дварим 34:6.

[2] Бемидбар 20:29.

[3] Дварим 34:8.

[4] Бемидбар 20:29.

[5] Берешит 50:10.

[6] Берешит 50:9.

[7] Шемот 15:12.

[8] Мелахим II 9:36.

[9] Мелахим II 9:35.

[10] Диврей а-Ямим I 10:12.

[11] Мишлей 31:6.

[12] Шмуэль I 31:13.

[13] Теилим 60:9.

[14] Теилим 60:9.

[15] Теилим 60:10.

[16] Теилим 60:10.

[17] Теилим 60:10.

[18] Шмуэль II 21:1.

[19] Дварим 11:16-17.

[20] Ирмеяу 3:2.

[21] Ирмеяу 3:3.

[22] Бемидбар 35:33.

[23] Теилим 34:21.

[24] Шмуэль II 21:14.

[25] Шмуэль II 21:14.

[26] Мелахим I 13:2.

[27] Диврей а-Ямим II 35:25.

[28] Ирмеяу 9:16.

[29] Диврей а-Ямим II 35:25.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?