Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Совершенство, которое охватывало все мироздание светом Хеседа (Высшей милости) первого дня, осталось в высших мирах

«Ты видишь в рассказе Торы о сотворении мира, что не сказано во второй день: “И увидел Бог, что это хорошо”». Берешит раба подмечает, что в этот день сотворены раздор и ад. Нет сомнения, что поскольку такие вещи были сотворены в этот день, это день опасный и мудрецы запретили начинать в него какое-либо важное дело. Ибо тот, кто добавляет к единственному, нет в нем добра, и потому этот день называется йом шени, от слова шинуй, изменение, ибо в единственном нет изменения, и об этом написано: «Ибо Я, Господь, не изменяюсь». Но второй день — начало изменения, и после него создания уже нарушали волю Творца. Так во все последующие дни мы находим упрек: в третий день Всевышний повелел: Да выведет земля дерево плода, а она вывела только дерево, несущее плод. В четвертый день луна попрекнула и сказала: недостойно двум царям пользоваться одной короной. В пятый день был убит Ливьятан, в коже которого был утаен Высший свет. А в шестой день согрешил человек и нарушил волю Творца. И о нем сказано: «Изменяешь его лицо и отослал его». «Второй день явился причиной всех их, ибо все эти грехи — его результат и следуют за ним» (рабейну Бехайе).

«Второй день — начало изменения», и события развивались таким образом, что лик мироздания изменился вплоть до греха Адама, из-за которого тот был изгнан из Эдена: «Изменяешь его лицо и отослал его».

*

В первый день творения в мире не было ничего, кроме света милости Творца, который наполнял его полностью. Сказано: «…день один — поскольку был Всевышний единственным в Своем мире» (Раши). Во второй день, тот самый день, когда были сотворены раздор и ад, были разделены воды, и нижние воды были силой отделены от высших.

Сущность «раздора», который появился в мироздании, на нашем уровне понимания такова: совершенство было отобрано у части мироздания [и тем самым у всего мира], и стало так, что часть мироздания обладает недостатком, отдалена от источника блага и ей недостает его. Ей необходимо получать свое восполнение от второй части мироздания, которая осталась совершенной.

Совершенство, которое охватывало все мироздание светом Хеседа (Высшей милости) первого дня, осталось в высших мирах. Там место совершенства, и там все части мироздания служат в единстве: «огонь и вода вместе». Высшие миры близки к Всевышнему. Они получают Его благо и благословение без границ. Они духовны и совершенны и своим совершенством влияют на нижние миры, как и подобает форме, свойство которой — воздействовать на материю. Они — служители Творца, опускающие благословение в нижние миры. Их сущность — Хесед: «Высшие воды — это качество Хеседа».

Нижние воды были отдалены от Создателя, их духовное достоинство было у них отнято, они потеряли свое совершенство. Им чего-то недостает, как и всякому материальному объекту, у которого нет ничего от себя, но лишь то, что он получает от формы, которая на него воздействует. Материя ограничена и определена, она находится под властью качества Суда.

Объяснение таково. Корень всякого греха-недостатка — вторичность. А когда мир наполнен открытым единством Творца, нет никакой возможности для греха. Только когда есть как будто бы еще реальность, кроме Него, тогда есть возможность воспринимать эту реальность как существующую саму по себе, отделить ее от корня и оторваться от единого Творца. В этом корень всякой ереси, идолопоклонства и других ложных убеждений, распространенных среди людей. Вся их суть — непризнание единства Творца, отрицание Его единоличного господства в мироздании. Рамхаль в своей книге Даат Твунот (36) подробно объясняет пять ошибок в вере и убеждениях, распространившихся в мире с момента его создания и до сего дня.

Так это в верованиях и убеждениях, и так же — в качествах характера и поступках: гордыня, восприятие своего «Я» без абсолютного самоуничижения перед Творцом мира, есть следствие двойственности. Когда есть еще реальности, существующие, как можно подумать, без Всевышнего, то и человек воспринимает свою реальность как сильную в своей сущности, вплоть до восклицания: «Я буду царствовать!» И отсюда корень зависти и страсти (которые, как известно, углубляют погружение человека в ложные убеждения и верования) и всех грехов действия.

Обитатели нижнего мира, от которых скрывается свет Всевышнего, находятся под управлением природы, «мира, действующего как обычно», что несет в себе испытания, связанные со свободой выбора. «Учили: Спросили философы старцев в Риме: Если ваш Бог не желает идолопоклонства, почему Он не уничтожает его? Сказали им: Если бы они служили вещам, которые не нужны миру, Он бы их уничтожил. Но они служат солнцу, луне, звездам и созвездиям! Так что, Он разрушит мир из-за глупцов?! Но мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом» (Авода зара 54). Ясно, что именно тот факт, что мир действует как обычно, дает возможность глупцам ошибиться. Это и есть управление «природы», заложенное при сотворении мира. «Мир называется עולם, поскольку он נעלם (скрытый)». «Также и мир (עולם) дал в их сердце» (Коэлет 3:11) — «не читай עולם, а читай העלם — скрытость» (Сефер аБахир). Таким же образом объясняются в Гемаре и другие человеческие грехи: «Если кто-то украл меру пшеницы, и пошел, и посеял ее в земле, по (нравственному) закону не должна была она прорасти, но — мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом. Если кто-то вошел к жене товарища, по закону не должна она забеременеть, но — мир действует как обычно, а глупцы, портящие [свои деяния], в будущем предстанут перед судом» (Авода зара 54).

«Мир עולם от слова сокрытие העלם» — это сокрытие Провидения Творца есть порождение вторичности в мироздании. Ибо когда появилось место для существования структуры зла напротив структуры добра, создалась возможность отделить и оторвать Нижних от Высших, и тем самым привести к усилению зла вследствие погружения Нижних в материальность, и таким образом уничтожать мироздание. С другой стороны, есть возможность сближать и объединять эти системы, исправлять ту порчу, что возникла от «раздора» и разделения, и «исправить мир царством Всемогущего».

 

Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?