Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Эпидемия коронавируса «остановила» синагоги и уроки Торы, поэтому мы решили вспомнить историю самого старого в мире штибла (синагоги, где миньяны собираются непрерывно с утра до ночи). Он существует больше 120 лет. Сейчас он тоже закрыт. Вот история синагоги «Мусайоф» («Мусаев»)

Эпидемия коронавируса бушует в полную силу, боли добавляет и то, что синагоги закрыты, и десятки уроков Торы и молитв в миньяне отложены до окончания бедствия.

Синагога закрытаЗапертый штибл Мусайоф (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

Расскажем историю самого старого в мире штибла — более ста двадцати лет молитв и уроков Торы. А сегодня он закрыт на замок с цепью!

Вы, возможно, ожидаете репортажа о иерусалимском «Зихрон Моше» или об «Ицковиче» в Бней-Браке. Но самый старый и самый большой штибл в мире — сефардский!

130 лет назад из далекой Бухары в Святую Землю приехал великий каббалист раби Шломо Мусаев. Ему было 38 лет. Еще в Бухаре он очень много сделал для общины, открыл для детей города сеть школ талмуд-тора — начальных религиозных школ для мальчиков. А еще он собирал старинные предметы и каббалистические рукописи.

Раби Шломо — потомок брата Рамбама, раби Давида, у которого хранились рукописи, написанные святой рукой Рамбама. Эти рукописи передавались по наследству, и так они оказались у раби Шломо Мусаева, который привез их в Эрец Исраэль. Сегодня они находятся в синагоге в Бухарском квартале.

Кроме того, у раби Шломо было более трехсот редких рукописей, «возраст» которых — не менее пятисот лет. Иерусалимские каббалисты с огромной радостью «набросились» на эти редкие каббалистические сочинения и узнали из них много тайн…

Один из молодых каббалистов, учившихся по этим рукописям, был не кто иной, как Рав Кадури, да защитят нас его заслуги. Рав Кадури, когда ему было 24 года, еще успел увидеть самого раби Шломо, а в 1922 году скорбел о его кончине. Сегодня часть этих редких рукописей находится в «Центре Шломо по исследованию Каббалы» в Бар-Иланском университете.

Изначально фамилия семьи была не Мусаев, а Маймон, как у Рамбама (Маймонида). Фамилия была изменена, когда, по преданию, потомок Рамбама переселился в Бухару и узнал, что здесь слово «маймун» означает «обезьяна»… Поэтому он взял фамилию «Моше» — по имени своего великого родственника; на арабском оно произносится как «Муса». А в 1864 году, когда Россия завоевала Бухару, к фамилиям было добавлено «-ев», так из «Муса» получилось «Мусаев».

В 1891 году, после того, как был основан Бейт Исраэль — квартал венгерских евреев, семья Мусаев приобрела земли, смежные с этим кварталом, переселилась туда и за три года построила квартал — самый роскошный в тогдашнем Иерусалиме.

В том году во дворе дома семьи Мусаев была построена синагога. Раби Шломо строил ее в соответствии с каббалистическими каванот, тайными и возвышенными, которые он нашел в своих бесценных рукописях. А краеугольный камень, который мы видим с улицы Адонияу а-Коэна, был взят из… Храма!

Это произошло, когда раби Шломо Мусаев и сэр Моше Монтефиоре были на Площади Западной стены. Там на земле лежали камни, которые, согласно Традиции, наши предки сбрасывали на римских солдат в 3830 (70) году, защищая Иерусалим.

Это произвело большое впечатление на обоих, и они тогда решили: оттуда, где Восстание потерпело поражение, и Храм был разрушен, мы возьмем камень для нового начала — третьего возвращения в Цийон.

Правда, неизвестно, состоялась ли эта удивительная встреча раби Мусаева и Моше Монтефиоре на самом деле… Ведь сэр Монтефиоре умер в 5645 (1885) году, а раби Мусаев первый раз поднялся в Землю Израиля в 5650 (1890) году. Но о преданиях вопросы не задают, особенно о таких, которые дают пропитание экскурсоводам…

Камень из Храма в синагоге МусайофТот самый, легендарный камень из Храма в стене синагоги (фото: Симха Шапиро, с сайта kikar.co.il)

При строительстве этой синагоги были использованы не только священные камни. Рассказывают, что песок для строительства был привезен с Храмовой горы, а воду для цемента брали из водовода Шилоах в Городе Давида и источника Моца на окраине Иерусалима. Кроме того, все строители синагоги были евреями, как сказали бы теперь, «еврейский труд» (В скобках отметим: говорят, в синагоге в Пкиине тоже есть камень из Храма).

Молитвы, не прерывавшиеся здесь 120 лет, бесчисленные уроки Торы, увы, были прекращены из-за коронавируса и скоро возобновятся, с Б-жьей помощью. Среди раввинов, которые молились и давали уроки в синагоге «Мусайоф» были ришоней лэ-Цийон (носящие почетный титул Первых в Сионе, Главных раввинов): раби Яаков-Шауль Алишер, раби Мордехай Элияу и раби Овадья Йосеф, каббалисты раби Йеуда Ашлаг и раби Ицхак Кадури.

Мало кто знает, что среди раввинов, дававших здесь уроки, был один ашкенази, хасид ХАБАДараби Авраам-Хаим Наэ, лауреат премии имени рава Кука за религиозную литературу и известный оппонент Хазон Иша в вопросах «мер, количеств и весов». Сегодня эти его уроки передают по радио почти каждый день.

Объявление: синагога закрытаОбъявление на воротах: синагога закрыта (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

У входа в закрытай штиблУ входа в закрытую синагогу (фото: Хаим Гольдберг, «Кикар а-Шабат»)

Интересно, что во время восстания против британских властей Менахем Бегин, глава ЭЦЕЛя (Иргун Цваи Леуми — Национальная военная организация) и позже — руководитель Ликуда и глава правительства, прятался в особом помещении-тайнике в подполе штибла.

Дай Б-г, чтобы скорее закончилась эпидемия и мы бы удостоились прихода Машиаха и построения Храма!

По материалам сайта kikar.co.il


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?