Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Маленькие акты доброты могут иметь неизмеримые последствия для мира — так гласит «Теория хаоса добродетели»…

Коронавирус, появившийся в конце декабря в одной из китайских провинций, к марту распространился по Дальнему Востоку и Европе, добрался до Америки, России и Израиля — до тех стран, которые, на первый взгляд, не имеют с Китаем ничего общего: они не только географически далеки друг от друга, но и в политическом, и религиозном, и в социальном аспектах — стоят на разных полюсах.

По своему размеру вирус в несколько десятков раз меньше бактерии, его даже нельзя увидеть с помощью светового микроскопа! И этому мельчайшему организму не только удалось заразить более 90 тысяч и убить более трех тысяч людей, но и оказать влияние на линии поставок, экспорт и импорт, банковское дело, туризм и многое другое. По оценкам аналитического центра Oxford Economics, мировой валовой внутренний продукт в 2020 году потеряет из-за коронавируса порядка 1,1 трлн долларов, или 1,3%. При том что, по прогнозам Международного Валютного Фонда, мировой ВВП должен был вырасти в 2020 году на 3,3%.

В современном поляризованном мире, где люди склонны считать, что проблемы другого континента, другой нации, другой общины, другой социальной прослойки — это только их проблемы, коронавирус напоминает о том, насколько в мире велики взаимосвязь и взаимовлияние — нравится нам это или нет.

И здесь у нас есть выбор: если мы признаем, что у нас есть общее, и объединимся, чтобы противостоять этой смертельной болезни, мы сможем изолировать ее, бороться с ней и, в конечном итоге, — ликвидировать. Но если мы будем сосредотачиваться на разногласиях, отрицать нашу общую судьбу, не будем сотрудничать — вирус превратится в угрожающую всему человечеству пандемию.

Недавно прошел Пурим, и мы не могли не заметить связи между сутью этого праздника и историей коронавируса. Накануне пуримских событий еврейский народ был народом диаспоры: «am mefuzar umeforad bein haamim— народом, разрозненным и рассеянным среди народов», мы стояли на грани вымирания и уничтожения. Избавление пришло лишь после того, как было выполнено указание царицы Эстер: «lech kenos et kol haYehudim — собери вместе всех евреев» — то есть народ должен стать единым и действовать единообразно.

Когда каждый сам за себя, погружен лишь в свои переживания и заботится только о своем благополучии, все общество в опасности. Но когда мы видим, что наши судьбы переплетается, когда мы в состоянии почувствовать боль ближнего, его проблемы, его переживания, мы можем вместе выдержать и преодолеть все.

Когда мы сплочены и едины в нашей истории и судьбе, сосредоточены на том, что у нас общего, а не на том, что нас разделяет, мы больше и сильнее, чем сумма наших частей. Мы оказываемся достойны того, чтобы противостоять любому вызову или угрозе, с которыми мы сталкиваемся, и одержать победу. Это послание Пурима для евреев и, возможно, — это послание коронавируса для человечества.

Нет такого действия, которое имело бы только «местное значение». Любое действие может иметь космическое последствие. Из ученых первым это явление обнаружил в 1963 году метеоролог Эдвард Лоренц и назвал его «эффектом бабочки». Взмах крыла бабочки в Австралии может вызвать торнадо в Канзасе или муссон в Индонезии. Теория Лоренца — это часть более широкой теории, называемой теорией хаоса, которая говорит о том, что малые действия могут иметь большие результаты. Теория хаоса применяется в математике, микробиологии, информатике, экономике, философии, физике, политике и многих других областях.

Рабби Лорд Джонатан Сакс применил теорию хаоса еще в одной области. В своей книге «Чтобы исцелить разрушенный мир» он говорит о «теории хаоса добродетели», демонстрируя, как маленькие акты доброты могут иметь неизмеримые последствия для мира. Точно так же, как один человек может породить что-то, что повлияет на весь мир разрушительно (будь то атомная бомба или злое слово), другой человек может заразить мир добротой и позитивом.

Мы живем в поляризованном мире, где конфликты и напряженность, разногласия и противоречия существуют как между народами, так и внутри наций, религий и семей. В этой атмосфере разобщенности коронавирус заставляет все человечество задуматься о том, что не стоит недооценивать добро, которое мы можем сделать. Один взмах крыла может изменить весь мир.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?