Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Невозможно описать все тяготы дорог изгнания из Испании и Португалии

Безвыходная ситуация

Около ста тысяч евреев, заплатив огромные деньги, нашли временное (на восемь месяцев) пристанище в Португалии. После того, как среди изгнанников вспыхнула эпидемия, правительство Португалии потребовало, чтобы они покинули страну. Португальцы предоставили евреям корабли, но соседние страны, опасаясь эпидемии, не позволяли им приближаться к своим берегам. Владельцы кораблей и моряки использовали бедственное положение беженцев для наживы: отбирали деньги, имущество и даже женщин и девочек. Наконец, после многих недель страдании оставшиеся в живых прибыли в Марокко.

Но немало евреев осталось в Португалии, пропустив все сроки отъезда. С ними король Жоан поступил очень жестоко: тот, кто не внес чудовищный выкуп, становился рабом. Португальская аристократия охотно покупала рабов. Маленьких детей отбирали у родителей и отправляли на отдаленный остров, чтобы вытравить из их памяти еврейское прошлое. Прижав к груди младенцев, женщины бросались в море. Смерть становилась избавлением от жестокостей новых хозяев.

После смерти короля Жоана его наследник Мануэль освободил порабощенных евреев.

Финал трагедии

Однако уже через год Мануэль изменил свое отношение к евреям. Он собирался обручиться с наследницей испанского престола, дочерью Фернандо и Изабеллы. За это от него потребовали, чтобы он изгнал из Португалии всех евреев, которые отказываются от крещения.

Мануэль объявил, что дает евреям на раздумье десять месяцев. Король надеялся, что те, кто уже пережил одно жестокое изгнание, предпочтут креститься.

Он ошибся. Почти все португальские евреи и изгнанники из Испании остались верными Святой Торе. Разгневанный Мануэль повторил бесчеловечный опыт Жоана: детей стали отнимать у родителей, чтобы сделать из них настоящих христиан. Мануэль считал, что в такой безвыходной ситуации родители примут христианство. Однако многие предпочли убить своих детей и себя, чтобы спасти свои души.

Настал назначенный день, и снова евреи собрались в путь. Но на всех не хватило кораблей, и около 20 тысяч человек остались в Лиссабоне. Жестокий король приказал солдатам окружить еврейский район. К евреям были посланы священники, их морили голодом, чтобы они отказались от веры отцов. Увидев сколь велика их стойкость, Мануэль приказал солдатам силой загнать евреев в церкви и там крестить.

Как овец на заклание, повезли их на телегах под усиленной охраной. В пути евреи оскорбляли солдат, стараясь вызвать их гнев. Они надеялись, что солдаты убьют их, но король запретил обращать внимание на вопли мучеников.

Несмотря на все старания властей небольшое количество евреев еще оставалось в стране. В 5258 (1498) году, после того как страсти вокруг еврейского изгнания улеглись, король предоставил возможность последним евреям покинуть Португалию. В том же году состоялось изгнание из Гренады, расположенной на севере Испании. На Пиренейском полуострове не осталось ни одного еврея.

Сотни лет страдали несчастные анусим, продолжавшие тайно исполнять еврейские обряды. С каждым поколением они все дальше уходили от веры отцов, пока, наконец, в их среде не осталась лишь зыбкая память о прошлом. Пятьдесят лет тому назад потомки насильно крещеных португальских евреев вернулись к Торе.

Невозможно описать все тяготы дорог изгнания из Испании и Португалии. Счастливы были те, которые смогли добраться до Турции и найти там убежище от христианского фанатизма.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?