Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Последние мудрецы Испании

В изгнание с Торой

Ученик Рана раби Ицхак бар Шешет (Риваш) стал главным равом Сарагоссы. Со времен великого Рашбы испанское еврейство не знало более популярного, общепризнанного лидера. Его комментарии пользовались известностью во многих странах После ужасных убийств 5151 (1391) года Риваш покинул Испанию и поселился в Алжире, где султан назначил его главным равом. После смерти раби Ицхака этот пост занял раби Шимон бен Цемах (Рашбац) с острова Майорка, также бежавший от погрома.

Рашбац являлся не только признанным знатоком Торы, но и прекрасным врачом и астрономом. Его познания в католической литературе пригодились ему, чтобы дать отпор священникам. Деятели церкви проповедями и статьями пытались воздействовать на новых христиан и на евреев, и испанским раввинам приходилось защищать свой народ очень осторожно, чтобы не дать повода к обвинению в подрыве христианских основ.

Поселившись в мусульманском Алжире, раби Шимон бен Цемах в книге Маген авот изложил свои возражения священникам. После его смерти в 5204 (1444) году дело отца продолжил сын, раби Шломо.

Тора и мудрость

Значительная часть усилий еврейских мудрецов Испании была поневоле направлена на защиту от нападок католических философов, которые мечтали стереть еврейство с лица земли.

Два столетия жизни книги Морэ нэвухим показали ее исключительную ценность в деле объяснения основ еврейской веры. Комментаторы Морэ нэвухим призывали к ее изучению, так как считали, что она поможет евреям противостоять нападкам священников. Критиками, комментаторами и большими ценителями этой книги были раби Ицхак бен Моше Алеви и дон Ицхак Абарбанель. Раби Хасдай Крескас (умер в 5170/1410 году) написал сочинение Ор Ашем, где критикует подход Рамбама. Выявляя неразрешимые противоречия между взглядами Аристотеля и Торой, он приходит к выводу о невозможности объединения греческой философии с еврейской верой.

Основы веры

Как упоминалось выше, ученик раби Хасдая раби Йосеф Альбо возглавлял группу еврейских мудрецов на диспуте в Тортосе. В Сефер Аикарим он упорядочил основы веры Израиля таким способом, чтобы читатель знал, как отвечать на нападки священников. 13 принципов веры Рамбама он сократил до трех: существование Б-га, дарование Торы, награда и наказание. Раби Йосефа Альбо упрекали в том, что он опустил такой важный аспект, как приход Машиаха. Мы не должны забывать, что в те времена христианского фанатизма затрагивать мессианскую тему было небезопасно. Так что, по всей вероятности, автор сделал это намеренно. Раби Йосеф Альбо умер в 5200 (1440) году.

Одним из самых знаменитых мудрецов того периода был раби Ицхак Абарбанель. Он родился в 5197 (1437) году. В 5151 (1391) году его дед бежал из Севильи в Лиссабон, где его отец, Йеуда Абарбанель, стал министром финансов при дворе португальского короля. Своего сына он воспитал в духе преданности Торе. После смерти отца дон Ицхак унаследовал его пост и около шестнадцати лет жил в большом почете и в богатстве.

Но вот король Альфонсо V умер, и наследник вознамерился казнить дона Ицхака, которому удалось бежать в столицу Кастилии Толедо. Потеряв все свое состояние, дон Ицхак жил там в бедности, но в безопасности. Он решил полностью посвятить себя Торе и начал трудиться над своим знаменитым комментарием к Танаху. Вскоре король Испании Фернандо назначил его своим министром финансов. Став министром, он изыскал для короля и королевы Изабеллы средства, необходимые для войны с Гренадой. Увы, завоевание Гренады окончилось изгнанием евреев.

Когда вышел указ об изгнании, Абарбанель предпринял все усилия для его отмены, но не преуспел. После изгнания из Испании дон Ицхак поселился в Неаполе (Южная Италия), где на какое-то время снова стал министром финансов теперь уже неаполитанского короля, пока в 5254 (1494) году французский король не завоевал Неаполь. Абарбанель снова вынужден был бежать, кочевал с места на место и, наконец, осел в Венеции, где и умер в 5269 (1509) году.

Большинство своих трудов раби Ицхак Абарбанель написал в Италии. Там он завершил комментарии к Танаху, написал комментарии к Морэ нэвухим, опубликовал ряд статей с целью укрепить веру в приход Машиаха, в которых подверг суровой критике раби Йосефа Альбо, не включившего этот пункт в основные принципы нашей веры.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?