Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Все в этом мире подвержено изменениям, причина этого находится или в самом объекте, или вне его

Абсолютное добро не подвержено никаким изменениям, в нем не может возникнуть недостатка, его не может стать слишком много. Потому что, если оно подвержено изменениям, оно способно перестать быть добром и превратиться во зло, а если оно изменится в лучшую сторону — значит, прежде оно не было полным, настоящим добром. Отсюда следует, что абсолютное добро — неизменно.

Все в этом мире подвержено изменениям, причина этого находится или в самом объекте, или вне его. Потому что действие возникает от наличия противоположностей, заложенных в самом объекте или приходящих к нему со стороны. Поэтому все, что есть в нашем мире, меняется день ото дня. Это даже побудило некоторых из древних философов утверждать, что ни об одном объекте нельзя сказать, что он — тот же, что был вчера: точно так же, как нельзя сказать о реке, текущей всегда, что эта вода — та же самая вода, что была вчера. Ведь возможно, что вчера она была пресной, а сегодня — горькая, или наоборот. И то же самое о людях: возможно, что сегодня этот человек — уже вовсе не тот, что был вчера, что настроение его изменилось и вслед за его настроением — его характер.

Отсюда следует, что совершенно невозможно, чтобы в нашем мире существовало абсолютное добро.

По этой причине все пророки и праведники презирали блага этого мира — как это находим мы у пророка Элияу или у раби Ханины бен Досы. Лишь только духовное благо, предуготованное для души, было в их глазах ценным, и они предпочитали терпеть страдания в этом мире ради того, чтобы достичь блаженства в мире грядущем. Они знали, что, согласно природе этого мира, блаженство находится лишь после страдания — как обычно при столкновении двух противоположностей одна из них выявляется не ранее, чем исчезает другая. Так радость приходит лишь после грусти, так возвышение возможно лишь после унижения. Мы видим в Торе, что лишь после того, как наш народ испытал в Египте все унижения и гонения, Всевышний послал ему спасение и возвышение. Он это раскрыл Моше, сначала сказав: «Увидел Я бедствие народа Моего, который в Египте, и услышал вопль его…» — и затем: «…И решил Я: выведу вас из нужды египетской» (Шмот, 3:7,17). Так заложено в природе этого мира, что все, что появляется в нем, появляется в результате разрушения предыдущего: например, цыпленок рождается потому, что яйцо перестает существовать. И так спасение приходит только после того, как опасность была столь велика, что почти равнялась смерти.

Однако блаженство в будущем мире полное, абсолютное, не связанное ни с каким страданием, не подверженное никаким изменениям, потому что оно имеет чисто духовный характер и не включает в себя никаких противоположностей. /…/

Сказали наши мудрецы (Шабат, 104а): «Когда праведник уходит из этого мира, три толпы ангелов выходят навстречу ему, чтобы приветствовать его.» /…/ Душа его получает истинное блаженство, не связанное ни с какими противоположностями, и потому его следует обозначать словом «мир». И так мы видим в Торе, что Всевышний обещает праведникам в награду именно мир: «Вот, Я даю ему мой союз — мир» (Бемидбар, 25:12)./…/

Поскольку слово «мир» обозначает явление, в котором отсутствуют противоречия, мудрецы наши применили его для обозначения Самого Всевышнего и сказали: «Велик мир, ибо он — Имя Всевышнего» (Шабат, 106). Потому что во всем, что есть в мире, есть хоть какие-то противоречия, и потому понятие «мир» может быть отнесено к ним лишь в переносном смысле. Всевышний же — единственный, в Ком нет никаких противоречий, Который не имеет никаких противоположностей, а потому слово «мир» к Нему применимо в буквальном смысле.

И поскольку слово «мир» намекает на блаженство души в высшем мире, то есть, на награду, ожидающую ее, и на спокойствие тела в мире этом, это слово венчает благословение коэнов: «И пошлет тебе мир» (Бемидбар, 6:26), указывая на мир в этом мире и в грядущем. Потому что начало этого благословения — «Да благословит тебя Г-сподь и охранит» — касается успеха в приобретении материальных благ и сохранения их, а продолжение — «Да будет благосклонен к тебе Г-сподь и помилует тебя» — успеха в изучении и соблюдении Торы. Однако, поскольку эти два вида успеха противоречат друг другу, заключение благословения коэнов желает, чтобы это противоречие было разрешено: «Да будет благоволить к тебе Г-сподь и пошлет тебе мир» то есть, да обретешь ты духовный мир. Потому что раз человек состоит из двух противоположностей — материи и духа, — он не в состоянии достичь совершенства иначе, как примирив их между собой. Каждая из составных частей должна получить свое, и тогда человек обретет настоящий мир.

Но душа не может приобрести свою награду иначе, как только благодаря милости Всевышнего, и благословение коэнов желает: «Да будет благосклонен к тебе Г-сподь». Вот тогда становится возможным получение человеком конечной награды, включающей в себя все виды добра, которые только есть в мире, и обобщающей их в слове «мир». И так сказал об этом Давид (Теилим, 37:37): «Следуй пути совершенного человека и честного, ибо в конце его — мир».

И на этом мы заканчиваем эту книгу. Хвала Всевышнему, дающему человеку силы и мужество, не оставляющего нас Своею помощью! Да возвысится Он и да превознесется превыше всех благословений и славословий! (Там же, гл.51).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?