Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Пообещай мне, что ты будешь кричать Шма Исраэль вместо меня…»

Эта история произошла в 1973 году — во время войны Судного Дня. Однажды я выступал с концертом перед двумя или тремя тысячами солдат. После того как концерт закончился, ко мне подошел один офицер довольно высокого ранга. Его глаза были красны от слез. Он сказал:

— Шломо, я должен рассказать тебе историю, которая случилась со мной совсем недавно. Когда началась война Судного Дня, я воевал вместе с одним религиозным офицером. А я был настоящим «Шомер а-Цаир». Я не то что в Б-га не верил — я верил, что Б-га нет. Я учил моих детей, что Б-га нет. Я учил их: когда говорят, что мы, евреи — святой народ — это все ерунда, не верьте. Евреи такие же, как другие народы. Иерусалим — такой же город, как Нью-Йорк.

В ту минуту, что начинался бой, этот религиозный парень кричал во весь голос: «Шма Исраэль, Ашем Элокейну, Ашем Эхад!» — «Слушай, Израиль, Вс-вышний — наш Б-г, Вс-вышний — один!» Целыми днями он кричал это своё «Ашем Эхад». Это меня нервировало жутко. Он свое кричит, а я на него кричу:

— Да прекрати ты со своим Шма Исраэль, я так воевать не могу! Ты меня выводишь из себя! Я рад за тебя, что ты религиозный. А я — светский, и я прошу тебя, пожалуйста, прекрати мне действовать на нервы!

А он мне спокойно отвечал на это:

— Ты воюешь, как ты умеешь, а я воюю, как я умею.

Во время следующего боя все повторялось. Он кричал свое Шма, я кричал на него, что он меня с ума сводит, а он мне отвечал:

— Ты воюешь, как ты умеешь, а я воюю, как я умею.

Но вот позавчера на восходе солнца, когда началась перестрелка, я уже ждал, что мой друг закричит «Шма Исраэль», но не услышал слов его молитвы. Я посмотрел на землю — он лежал на земле, смертельно раненый. Изо рта его текла кровь. Он был еще жив. Я упал рядом с ним на землю, взял его за руку и стал умолять его, чтобы он простил меня за то, что я спорил с ним. Я понял, как я его люблю, этого парня, этого настоящего еврея:

— Я хочу умереть вместо тебя! Что я могу для тебя сделать?

Он еле дышал. Я приложил свое ухо к его губам и услышал:

— Пообещай мне, что ты будешь кричать «Шма Исраэль» вместо меня.

Я хочу, чтобы ты знал, Шломо, в ту минуту, что он сказал это, для меня стало ясно как день, что Вс-вышний наш Б-г и что Он — один. И что евреи — святой народ. Это была как вспышка с небес. Как будто Вс-вышний вдруг раскрыл все небесные врата. Я не знал, слышит ли еще меня мой друг, но я наклонился к нему и сказал:

— Я клянусь тебе, что всю свою жизнь я буду кричать «Шма Исраэль Ашем Элокейну, Ашем Эхад!» — вместо тебя. Я клянусь тебе, что, когда я вернусь к своим детям, я им велю поклясться, что они тоже будут кричать «Шма Исраэль Ашем Элокейну, Ашем Эхад». И мои внуки, и правнуки — до скончания веков…

Война еще не закончилась, но я попросил у своего командира отпуск на один день — мне очень нужно было попасть домой: я должен был исполнить свое обещание и рассказать детям, что я все эти годы лгал им. Вс-вышний есть. И мы — евреи — святой народ.

* * *

Я так люблю эту историю и часто рассказываю ее, и люди спрашивают меня — ты всё выдумал? Или так оно и было на самом деле? Я и сам иногда думал — может, она мне приснилась и так глубоко запала мне в сердце, что я в нее поверил?

Несколько лет назад я выступал в Эфрате, и ко мне подошел после концерта один человек:

— Ты меня помнишь? Когда тебе тот офицер рассказывал про «Шма Исраэль», я стоял рядом с вами. Я тоже был офицером. Тогда я еще не был религиозным, а сейчас — ты видишь? — я бааль-тшува. А все из-за того офицера и его истории про «Ашем Эхад»…

Из рассказов р. Шломо Карлибаха. Перевод Батшевы Эскин


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?