Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Нашему грешному поколению, которое не гнушается воровством, злоязычием, сплетнями и многими другими непростительными грехами, не требуется даже глубоко задумываться, чтобы обнаружить, в чем следует раскаяться перед Б-гом

Ответ на наш вопрос: самооценка человека — праведник он или злодей?

Сколь велико служение Творцу, возложенное на человека! Мы поняли, какие огромные силы для этого необходимы, и узнали, что их можно в себе безгранично развить. Теперь нам становится понятным повествование из трактата Нида, с которого мы начали этот урок. Там сказано: при рождении с человека берут клятву, что в своих глазах он всегда будет злодеем, даже если весь мир будет считать его праведным. Это означает, что духовные уровни, к которым должен стремиться человек, безгранично высоки, и он обязан бесконечно развивать свои душевные силы и качества. Поэтому, находясь на любом уровне, он должен понимать, что его служение все еще несовершенно, и перед ним лежит долгий путь. Ведь можно достичь более высокой ступени служения! Это верно, даже если все вокруг уверяют человека в его праведности и недосягаемой для других вознесенности. Даже в таком случае в собственных глазах он должен быть злодеем, всегда обязанным идти «от силы к силе»[48], поскольку нет предела высоте и трепету. И это — основная и важнейшая цель человека во все дни его жизни на земле. Поэтому прежде, чем он покинет чрево матери, на него налагают клятву.

И праведники обязаны раскаиваться. Ведь никто, даже величайший из людей, не может достичь наивысшего уровня служения Творцу и оказаться на ступени полного совершенства, а значит, к каждому поступку непременно примешивается дурное побуждение, из-за которого служение Творцу никогда не станет безупречным — оно всегда требует исправления. И каждый раз, поднимаясь на новый уровень постижения Творца, праведник видит недостатки в своем служении Б-гу, и это побуждает его к раскаянию. О Саадье Гаоне, благословенной памяти, рассказывают, что он раскаивался ежедневно, поскольку каждый день, поднимаясь все выше и яснее осознавая величие и вознесенность Творца, он ощущал свои предыдущие упущения и ошибки, в которых раскаивался.

Именно об этом говорит пророк Ирмияу: «Изучим наши пути, и исследуем»[49]. Если человек станет внимательно изучать и исследовать свои пути, то, даже будучи праведником, святым для Всевышнего, он несомненно обнаружит, в чем согрешил и чего не исполнил прежде, когда еще не стоял на ступени, которой достиг сейчас.

Но нашему грешному поколению, которое не гнушается воровством, злоязычием, сплетнями и многими другими непростительными грехами, не требуется даже глубоко задумываться, чтобы обнаружить, в чем следует раскаяться перед Б-гом. При любом движении, на каждом шагу мы испытываем преткновения, и если бы Всевышний выносил нам приговор, сравнивая наши поступки с деяниями предыдущих поколений — беда нам, горе нашим душам!

Однако нас может утешить то, что Всевышний не судит Свои творения слишком строго. Если учесть слабость нашего разума и плачевное состояние мира, в котором мы живем, у нас есть надежда на оправдание. Ведь мы не понимаем мудрости Торы и не видим великого света, который излучает каждая малейшая деталь ее законов! Истинная мудрость Торы неподвластна нашему разуму, а потому нынешнее приземленное и слабое поколение постоянно совершает ошибки. Но мы обязаны, насколько это возможно, подняться над прахом, с которым сравнялись, — ведь еще можно исправить много ошибок. Более того, Всевышний оценивает человека согласно приложенным им усилиям: «награда соответствует страданию», и Он ценит каждое наше доброе побуждение. И каждый раз, прорываясь сквозь окружающую нас тьму, мы одерживаем победу, которая оставляет неизгладимый след, поскольку оценивается, исходя из нашего несовершенства. Поэтому: «Вернись, Израиль, к Б-гу, твоему Господу, ибо ты споткнулся о свое преступление»[50]! И да поможет нам Б-г вернуться к Нему в истинном раскаянии наших сердец!

[48] Теилим 84:8.

[49] Эйха 3:40.

[50] Ошеа 14:2.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?