Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Истоки Устной Торы. Почему в молитве «Шма» не упоминается награда за исполнение заповедей.

В Устной Торе есть мелкие подробности легких и тяжелых заповедей, и она «сильна, как смерть, люта ее ревность, как преисподняя». И может учить ее только тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, всей душой и всем существом своим, как написано: «И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим». А откуда ты учишь, что эта любовь не что иное, как учение? Смотри, что написано в следующем стихе: «И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце». Что же это за учение, которое на сердце? «И повторяй их детям своим» — это Талмуд, требующий повторения.

В первом отрывке Шма не разъясняется награда за мицву в нашем мире, как это делается во втором отрывке: «И будет, если послушаетесь, и дам Я дождь земле вашей…» Здесь говорится о награде тем, кто занимается Письменной Торой, и не занимается Талмудом. Кроме того, во втором отрывке написано: «…всем вашим сердцем и всей вашей душой» и не написано: «…всем вашим существом». Это учит тебя, что тот, кто любит богатство и наслаждения, не может учить Устную Тору, поскольку она требует тяжкого труда и бессонных ночей, и люди изнашиваются и увядают над ней. И потому награда за нее — в Грядущем мире, как сказано: «Народ, идущий во тьме, увидели великий свет» (Танхума).

Страшно подумать о «награде» раби Акивы (он был жестоко казнен римлянами), о которой удивлялся Моше: «Это Тора и это награда за нее?!» Его душа вышла на этом стихе Шма о единстве любви, и выяснилось, что нет у него никакой действительной награды в этом мире.

Ведь раби Акива — корень Устной Торы. «Моше и раби Акива были на одной ступени, этот в Письменной Торе, а этот — в Устной Торе» (р. Авраам сын Виленского Гаона). В этом максимальное слушание (Шма, «Слушай» — первый отрывок, относящийся к Устной Торе) сознания рассудка (даат бина), порождающее у соединяющегося с ним мудреца любовь — «стрелы ее — стрелы огненные — пламень Г-споден!» Любовь, за которую «если отдаст человек все добро дома своего, то заклеймят его презрением» — «всем существом твоим». Любовь, в наслаждениях которой человек «умерщвляет себя в шатрах Торы» и готов отдать душу за нее. Это любовь, у награды за которую — нет реальности и отношения к нашему миру, но лишь к миру Грядущему.

* * *

Повторим кратко всеобъемлющий принцип: осознание, даат, соединяет человека в человеке: его дух, руах, с постижениями хохмы и бины в его мозгу, в восприятии жизни, которое порождает любовь и страх. Тем самым, сам человек удостаивается вечного существования: «Мудрость и осознание (хохма и даат) не пропадут, они существуют вечно, и если пропадут от созданного знающего, не пропадут от Знающего — Творца. Осознание есть высшая сила, над которой не властна гибель… Душа хранит себя осознанием, которым она знает себя и включает ее, и потому не пропадет, ибо она — знающая, и она — знаемая, и она — знание, поскольку разум, разумеющий и разумеемое есть одна сила. Таким образом, душа, которая есть осознание, не пропадет, ибо осознание не пропадает» (рабейну Там).

Но именно здесь, в этом месте, существует опасность вхождения зла — «знания добра и зла» — в структуру человека.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?