Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Основные составляющие благочестия и их аспекты

Однако есть еще одна важнейшая составляющая в мотивах благочестия: благо поколения. Обязанность каждого благочестивого еще и в том, чтобы мотивом его поступков было также и благо всего поколения, чтобы его поступки засчитывались в заслугу поколения[1] и были ему защитой. В этом смысл стиха (Йешаяу 3:10): «Скажите о праведнике, что он хорош, ибо плоды их деяний будут пожинать», — ведь все поколение пожинает их плоды. И еще сказали наши мудрецы (Баба батра 15а): «“…есть ли в ней [в той земле] дерево?..[2]” (Бемидбар 13:20), — [в этом вопросе содержится намек]: есть ли [в той земле] тот, кто защищает [свое] поколение, как дерево [под тенью которого люди находят защиту от палящего солнца]?». И следует понять, что таково желание Всевышнего, — чтобы благочестивые Израиля удостаивали и искупали весь остальной народ, [разные части которого] находятся на разных духовных ступенях. Именно это имели в виду наши мудрецы, говоря обэтроге и [трех остальных] видах растений [которые мы берем для исполнения заповеди в праздник Сукот] (Ваикра Раба 30:12): «Придут эти [праведники, которых символизирует этрог], и искупят этих [всех остальных], — ведь Святой, благословен Он, не хочет уничтожения злодеев, [и потому] на благочестивых возложена заповедь: постараться удостоить и искупить их». Именно таков духовный настрой и мотив служения [благочестивых], и такова их молитва, — молитва за поколение, чтобы был искуплен тот, кто нуждается в искуплении, и чтобы вернулись [к Всевышнему] и раскаялись те, кто нуждается в раскаянии, и все это — чтобы оправдать поколение перед Всевышним.

Сказали мудрецы (Йома 77а): «“И сказал он [ангел Гавриэль] мне: не бойся, Даниэль… услышаны были слова твои… и я пришел из-за твоих слов” (Даниэль 10:12), — это означает, что Гавриэль не мог вновь войти за завесу [чтобы услышать то, что он должен возвестить здесь Даниэлю], пока не возгласил оправдание Израилю». И о Гидоне сказано (Шофтим 6:14): «…иди с этой силой твоей [силой твоих слов], и спаси Израиль от руки мидьянитян…», — [Всевышний поручает дело спасения Гидону], поскольку тот вступается [в своей молитве] за Израиль[3], ведь Святой, благословен Он, любит только тех, кто любит Израиль. И чем больше человек любит Израиль, тем больше делает Святой, благословен Он [для этого человека, поручая ему важную миссию]. Это — истинные пастыри Израиля, очень желанные Всевышнему, — люди, преданные своему народу, те, что ищут его благополучия и стараются привести к нему всеми путями. Они всегда «закрывают собой пролом в стене», молясь за свой народ, чтобы отменить тяжкий приговор и открыть ему врата благословения. Это [то есть Всевышний проявляет себя в этом] подобно отцу, который никого не любит больше, чем того, кто, как он видит, любит его сыновей истинной любовью, как об этом свидетельствует сама природа [человека].

Именно таков смысл сказанного о первосвященнике (Макот 11а): «Нужно было им [первосвященникам] просить милосердия для их поколения, и не просили»[4]. И еще сказали (там): «[Из-за] человека, которого задрал лев на расстоянии трех парса[5] от раби Йошуа бен Леви, три дня не появлялся у него [пророк] Элияу»[6]. Как мы видим, благочестивые обязаны просить за свое поколение и стараться для него.

Мы описали здесь основные составляющие благочестия и их аспекты, — то, что отдано на усмотрение всякому, у кого есть разум и чистое сердце, дабы придерживаться их и идти прямыми путями согласно этим основам и согласно принципу: всякой вещи — свое время.


[1] Заслуга каждого человека, это и заслуга всего его поколения.

[2] Эпизод из главы «Шлах», в которой Моше посылает разведчиков высматривать землю (Израиля) перед тем, как войти в нее. В том, что слово «дерево» употреблено в единственном числе, наши мудрецы увидели повод трактовать текст не в буквальном смысле.

[3] Полностью отрывок звучит так: «И явился ему [Гидону] ангел Г-сподень… И сказал ему Гидон: …отчего постигло нас все это [бедствия от руки мидьяним]? И где все чудеса Его [Г-спода], о которых рассказывали нам отцы наши?.. Ныне же оставил нас Г-сподь… И обратился к нему Г-сподь, и сказал: иди с этой силой твоей [силой твоих слов], и спаси Израиль от руки мидьяним».

[4] В Гемаре речь идет о неумышленных убийцах, обязанных по закону Торы бежать в города-убежища (Бемидбар, гл. 35) и оставаться там до смерти первосвященника. Сказано в мишне (Макот 11а): матери первосвященников снабжали находящихся в городах-убежищах убийц пропитанием и одеждой, чтобы те не молились о смерти их сыновей. Спрашивают в Гемаре: каким же образом могут быть приняты такие молитвы [без всякой вины первосвященника]? И отвечают: [вина была, ибо] обязаны были [первосвященники] просить милосердия и т. д.

[5]Парса — мера длины, ок. 4 км.

[6] Хотя, казалось бы, чем был виноват в этом р. Йошуа бен Леви? Обязан был просить милосердия и т.д.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?