Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Примеры уважительного отношения к заповедям: нарядная одежды во время молитвы, почитание субботы и праздников

До сих пор мы говорили о смирении и стыде [перед Ним]; теперь поговорим о почтении. Об уважительном отношении к заповеди и [великой] ценности ее предостерегают нас наши мудрецы (Шабат 133б): «"…Это Б-г мой, и воздам Ему великолепием…» (Шмот 15:2), — это означает: украшайся перед Ним при исполнении заповедей, [чтобы был у тебя] красивый цицит, красивые тфилин, красивый свиток Торы, красивый лулав…». И еще сказали (Баба кама 9б): «На украшение заповеди [может быть добавлено] до трети [минимальной суммы расходов на ее исполнение — сверх самой этой суммы], и в этих пределах расход — за счет исполняющего заповедь; [расход] сверх этого — за счет Святого, благословен Он [будет возмещено Им]». Мудрецы ясно высказали свое мнение: недостаточно просто исполнить заповедь, необходимо оказать ей почет и уважение, — украсить ее. [И сказали они это, чтобы] спасти от заблуждения тех, кто облегчает себе [исполнение заповедей], говоря: «Все связанное с украшением [важно] только для людей, соблазняющихся такими пустыми вещами [как внешняя красота], а Святой, благословен Он, не обращает на это внимание, ведь Он выше всего этого! И если только заповедь действительно исполнена [без всяких украшений], Ему достаточно». [Однако] истина в том, что Г-сподь, благословен Он, зовется «Б-г прославляемый», и мы обязаны воздавать ему почет, несмотря на то, что Он не нуждается в нашем почете, и он не важен Ему, и не его Он ждет. А тот, кто умаляет в этом там, где мог бы добавить, — просто грешник. Именно в этом обвиняет пророк народ Израиля словами Всевышнего (Малахи 1:8): «И если принесете слепого [агнца] в жертву, [это] не зло? Принесите это владыкам вашим [то есть людям], — полюбят ли они вас, проявят ли благосклонность?».

Наши мудрецы предостерегали: не так следует вести себя в служении! Вот что мы находим, к примеру, относительно процеживания воды, стоявшей открытой[1] (Сука 50а): «Разрешили [процеженную воду] для человека; для [возлияния на] жертвенник разве разрешили? Разве не согласен [раби Нехония с толкованием стиха] “Принесите это владыкам вашим…"? Посмотри, в чем недостаток процеженной воды? Ведь она [даже] разрешена человеку![2] И, тем не менее, она запрещена для возлияния на жертвенник, — из-за того, что это [было бы] непочтительным [по отношению к заповеди]” (Баба кама 97б). И еще сказано в “Сифри” (Дварим 12:11): ““Отборное из обетов ваших”, — это значит, что приносить [в жертву] нужно только отборное”. И о том же мы находим [в рассказе Торы] о Каине и Эвеле (Берешит 4:3-4). Эвель принес отборное из скота его и туков их, а Каин — из отбросов плодов земли, как объяснили мудрецы (Берешит Раба 22:5). И что же из этого было принято [Всевышним]? — “…И обратился Всевышний к Эвелю и к его приношению. А к Каину и его приношению не обратился…” (Берешит 4:4-5). И сказано (Малахи 1:14): “Проклят обманщик[3], у которого в стаде его есть баран [пригодный для жертвы], а он дает обет и приносит в жертву Г-споду ущербного, ведь Я — Царь великий!”.

И в скольких вещах предостерегали нас мудрецы от непочтения к заповедям! Сказали (Мегила 32а): “Всякий, кто держит свиток Торы без облачения [то есть он не обернут в покрывало, Раши][4], тот и похоронен будет без облачения”[5], поскольку это непочтение к заповеди.

Чтобы понять, что является уважительным отношением к заповеди, посмотрим на церемонию принесения в Храм бикурим[6] (Мишна, “Бикурим”, ч. 3): “Бык идет перед ними, рога его позолочены, и оливковый венок на голове”, и далее: “Богатые приносят свои плоды в позолоченных коробах, а бедные — в корзинах из очищенной от коры лозы”, и далее: “Три разновидности бикурим: [собственно] бикурим[7], “добавка” к бикурим[8] и “венец” бикурим[9]”. В этом мы находим прямое указание, как нужно добавлять к самой заповеди, чтобы украсить ее, и переносим [этот принцип] на все заповеди Торы. Сказано (Шабат 10а): “Рова надевал чулки[10] [и только затем] молился, говоря: “Готовься встретить Б-га Всесильного твоего, Израиль!” (Амос 4:12)”. И еще говорили об этом наши мудрецы (Берешит Раба 65:16): “"…одежды Эсава, сына ее… благородные…” (Берешит 27:15), — сказал Рабан Шимон бен Гамлиель: я прислуживал своему отцу в обычной одежде, но Эсав, когда прислуживал отцу своему [Ицхаку], делал это только в царских одеждах». Если такой почет [воздается] человеку из плоти и крови, то тем более [следует воздавать его] Царю царей, Святому, благословен Он! Тому, кто стоит перед Ним, следует надевать нарядные одежды, а сидящий перед Ним [должен чувствовать себя так], как будто он сидит перед великим царем.

Сюда относится также почитание субботы и праздничных дней. Очевидно, что каждый, кто увеличивает свои старания в этом, добавляет радость Создателю, который заповедал нам (Йешаяу 58:13): «И почитай ее [субботу]». И поскольку очевидно, что почитание субботы — заповедь, знай, что хотя мы делаем это многими способами, общее между ними в том, что мы обязаны делать все, в чем можем выразить уважение к субботе. Поэтому мудрецы прежних поколений [сами] занимались подготовкой к субботе [даже если у них были слуги], каждый по-своему (Шабат 119а): «Раби Абау садился на стульчик из слоновой кости и раздувал огонь; Рав Сафра — опаливал голову [животного][11]; Рова — солил рыбу; Рав Уна — зажигал свечу; Рав Папа — скручивал фитили; Рав Хисда — резал свеклу; Раба и Рав Йосеф — кололи дрова; раби Зэира — разводил огонь лучинами; Нахман бар Ицхак — вносил и выносил [то, что было необходимо], говоря при этом: “Если бы навестили меня раби Ами и раби Аси, разве я не носил бы для них?”». Обратим внимание на параллель, которую провел Рав Нахман; из нее можно сделать важные выводы. Он рассуждал о том, что он сделал бы ради человека, которому желает оказать почтение, и именно это делал для субботы. Об этом сказано (Брахот 17а): «Всегда должен быть человек умным и находчивым в Б-гобоязненности». Это означает, [что нужно] постоянно размышлять, анализировать и находить новые возможности доставить радость Создателю. Всеми способами, какими только возможно, показывать, что мы знаем о Его величии, и поэтому все, что имеет к Нему отношение, вызывает у нас великое почтение. И поскольку Он, благословенный, в Своей великой доброте, при всей низменности нашей захотел, в скромности Своей, оказать нам почет и уважение и передать нам нечто относящееся к святости Своей, то мы, по крайней мере, должны изо всех сил почитать [все переданное нам] и показывать, насколько оно нам дорого. Заметь, что это и есть истинная боязнь Всевышнего, то есть страх перед Его величием, как мы упоминали. На ней основывается почитание, приближающееся к истинной любви, о чем мы еще поговорим далее, с Б-жьей помощью. Это не относится к страху наказания, который не является главным, и из него не следуют упомянутые возвышенные качества.

А теперь вернемся к субботе. Сказано (Шабат 119а): «Рав Ана одевался в черное», то есть надевал черные одежды в канун субботы, чтобы еще больше подчеркнуть свое уважение к ней, когда он наденет праздничные одежды. Выходит, что не только в подготовке к субботе выражается почитание ее, но даже в отказе [от чего — либо], если он направлен на ту же цель; в этом случае отказ тоже является частью заповеди. Поэтому запретили (Гитин 38б) делать особую трапезу в канун субботы из почтения к ней, и тому подобное.

К боязни [Всевышнего] относится также уважение к Торе и тем, кто ее изучает; об этом прямо сказано (Авот 4:5): «Тот, кто почитает Тору, сам почитаем людьми». Сказали мудрецы, благословенна их память (Сангедрин 102б): «Сказал раби Йоханан: чем заслужил Ахав [царь Израильский], что он царствовал двадцать два года? Тем, что почитал Тору, записанную двадцатью двумя буквами, как сказано (Млахим 1 20:2-9): “И послал [Бэн-Адад, царь Арама] гонцов к Ахаву… сказать ему: …серебро твое и золото твое — мои… все, что дорого глазам твоим, возьмут в руки и заберут… И сказал [Ахав] гонцам Бэн-Адада: передайте господину царю: все, что послал ты [исполнить] рабу твоему вначале [когда он требовал золото и серебро], сделаю, а это [то, что дорого глазам] — не смогу [отдать]”. Что значит “то, что дорого глазам”, — разве это не свиток Торы?». И сказали наши мудрецы (Брахот 18а): «В пути не следует класть его [свиток Торы] в мешок, мешок — на осла и самому садиться сверху; нужно поместить его [свиток Торы] за пазуху». И еще запрещено сидеть на скамье, на которой лежит свиток Торы (Моэд катан 25а). И еще сказали )Эрувин 98а): «Не выбрасывают Святые писания, даже законы и агадот»[12]. Запретили также класть Книги Пророков и Писания на свитки Пятикнижия (Мегила 27а). Это было запрещено — вещи, запрещенные мудрецами для всей общины Израиля, и благочестивый должен изучить эти законы и добавить к ним подобные во славу имени Всевышнего, Б-га его.

Сюда же относятся чистота и очищение, необходимые для занятия Торой, то есть запрет заниматься Торой — даже мысленно! — в нечистых местах и с нечистыми руками[13], и наши мудрецы многократно предостерегали нас от этого.

А в отношении почитания изучающих Тору Писание говорит (Ваикра 19:32): «Перед сединой встань и почти мудреца…». Отсюда мы учим, что благочестивый должен оказывать мудрецу почтение во всех формах и всеми способами, какие только возможны. Сказали наши мудрецы (Ктубот 103б): «"…и боящихся Г-спода почтит…", (Псалмы 15:4), — так поступал Йошафат, царь Иудеи; когда он видел мудреца, он вставал с трона, обнимал его и целовал, восклицая: “Раби, раби! Учитель мой, учитель мой!”». Раби Зэира (Брахот 28а), когда был слишком слаб, чтобы учиться, садился на входе в Дом учения исполнять заповедь, вставая перед мудрецами. Все это вещи, которые, как мы видим, желанны Всевышнему, и Он открыл нам это Свое великое желание. Следовательно, человек, жаждущий доставить радость Создателю, пойдет этим путем и будет постоянно находить новые пути, чтобы поступать красиво и правильно перед Ним, благословен Он.

И сюда же относится уважительное отношение к Дому молитвы и Дому учения. Недостаточно не вести себя там легкомысленно; нужно держать себя с почтением и страхом во всем, чем там занимаешься, и не делать ничего, чего не стал бы делать во дворце великого царя.

 


[1] Речь идет о воде, которая предназначена для возлияния на жертвенник. Если она простояла ночь в незакрытом сосуде без присмотра, там где могут быть змеи, то есть опасение, что змея пила эту воду, и в ней есть яд. Такая вода запрещена человеку для питья (из-за опасности) и не годится для возлияния на жертвенник потому, что в ней есть примесь. Раби Нехония разрешает процедить эту воду и использовать для питья, однако Гемара говорит далее, что такая вода остается негодной для возлияния на жертвенник.

[2] Хотя и сказано: из-за опасности устрожаем больше [чем из-за запрета] (Хулин 10а), и если вода разрешена для питья, тем более должна быть разрешена и для возлияния на жертвенник.

[3] Здесь — прибедняющийся.

[4] Т.е. касаясь руками пергамента.

[5] «Похоронен будет без облачения» означает — умрет, так и не исполнив эту заповедь (см. Тосфот Рош).

[6]Бикурим — первинки семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля, приносимые в Храм согласно заповеди Торы (Дварим, гл. 26).

[7] Собственно бикурим, т.е. первые плоды, заранее, т.е. еще до уборки урожая, отобранные для исполнения заповеди.

[8] Плоды, собранные вместе с первыми в качестве «добавки».

[9] Плоды, которыми окружали первые плоды в корзинах, для украшения.

[10] Чулки, надеваемые в особо важных случаях (см. Раши).

[11] Очищал от шерсти [щетины] голову животного, приготовляемую на субботу.

[12] Истории, притчи мудрецов и т.д.

[13] Имеются в виду не просто грязные руки (что тоже нехорошо), а руки нечистые ритуально. Для их очищения необходимо омовение.

Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?