Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В «Матот» («И говорил Моше главам колен») речь идет о законах обетов, о том, как Израиль выполнил приказ Всевышнего выйти на войну с мидьянитами (о самом приказе сказано в предыдущей главе) и о том, что на завоеванной территории к востоку от реки Йарден коленам Гада и Реувена и половине колена Менаше были выделены земли. «Масэй» («Вот переходы сынов Израиля»), последняя глава книги «Бемидбар», как бы подводя итог странствиям евреев, перечисляет их переходы в пустыне, определяет границы Эрец-Исраэль, говорит о наделах колену Леви и городах-убежищах.

Мы с вами находимся «между теснин» — «бейн а-Мецарим», так называются траурные дни с 17 Тамуза по 9 Ава. В первые две субботы этих трех недель читают отрывки из книги Ирмиягу, а в третью — из книги Йешаягу. Пророки предупреждают о бедах, которые постигнут народ, если он не изменит свое поведение. Рассмотрим первую главу из Книги пророка Ирмиягу. Во времена Первого Храма многие евреи поклонялись идолам и Всевышний посылал пророков для того, чтобы они предупредили народ Израиля о необходимости исправить свои поступки — иначе Всевышний приведет на них наказание за эти и другие нарушения.

Последним из тех, на кого Творец возложил эту миссию, был пророк Ирмиягу. Он пророчествовал 40 лет, предшествовавших разрушению Первого Храма: «Слова Ирмиягу, сына Хилкийау, из священников, которые в Анатоте, в земле Биньяминовой, к которому слово Господне было во дни Йошийау, сына Амонова, царя Иудейского, в тринадцатый год царствования его. И было оно во дни Йеоякима, сына Йошиягу, царя Иудейского, до конца одиннадцатого года царствования Цидкиягу, сына Йошиягу, царя Иудейского, до изгнания из Иерусалима в пятом месяце» (Ирмиягу1:1-3). (Т.е. он пророчествовал18 лет при царе Йошияу — с 13-го года царствования Йошиягу по 31-ый, 11 лет царствования Йеоякима и 11 лет царствования Цидкиягу).

Есть пророки, которым Б-г посылает пророчество для повышения их духовного уровня, а есть пророки, которых Б-г выбирает для определенной миссии — предостеречь народ, сообщить о грядущем наказании. Ирмиягу принадлежал именно ко второй категории. Уникальность его миссии заключалась и в том, что его пророчества касались ближайшего будущего (40 лет — не такой большой срок).

Когда Б-г возложил столь важную миссию на Ирмиягу, пророк, молодой еще человек, обеспокоился: «И сказал я: увы, Г-споди Б-же, ведь я не умею говорить, ибо я еще отрок». Как юноша найдет в себе решимость говорить с теми, к кому Б-г его пошлет, — и с царем, и с вельможами? Да и кто захочет его выслушать?

Всевышний отвечает ему: «Не говори: „я отрок“, а иди, к кому бы Я ни послал тебя, и все то, что Я прикажу тебе, ты будешь говорить». Чтобы понять этот ответ, давайте представим себе посла Соединенных Штатов Америки. Эту должность может занимать и молодой человек, что не помешает принимающей стороне трепетно вслушиваться в его слова. Почему? Потому что за начинающим дипломатом стоит мощная держава, мнение которой является решающим.

За пророком Ирмиягу стоял Сам Творец. «Не говори: “я отрок”» — возраст не имеет значения. «Иди, к кому бы Я ни послал тебя» — ты будешь пророчествовать среди людей, облеченных властью. «Всё то, что Я прикажу тебе, ты будешь говорить» — это однозначный приказ. На встрече с высокопоставленными собеседниками люди склонны смягчать свои слова и менять формулировки. Всевышний же потребовал, чтобы Ирмиягу передал все пророчества слово в слово, как о приятных предсказаниях, так и о неприятных, и даже о страшных: «Я изреку над ними суды Мои за все их злодеяния, за то, что они оставили Меня и возносили курения другим богам и поклонялись изделиям рук своих» (Ирмиягу 1:16).

Б-г разъясняет пророку его миссию. «Смотри, Я поставил тебя ныне над народами и над царствами, чтобы искоренять, и разбивать, и уничтожать, и разрушать, строить и насаждать». Мальбим объясняет эти слова так: Всевышний хотел построить еврейский народ заново (уничтожать и разрушать для того, чтобы строить и насаждать).

Миссия пророка Ирмиягу была очень непростой. Ему были уготованы преследования знати и жрецов. Его хотели отравить, народ и лжепророки решали, казнить ли «смутьяна». Подробно об этом рассказывается, в частности, в 26-й главе Книги Ирмиягу. Несмотря на все попытки облеченных властью Б-г обещал сохранить Ирмиягу жизнь: «И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом, железным столбом и медными стенами на всей этой земле, против царей Иудеи и сановников ее, священников ее и народа этой земли. И сразятся они с тобою, но не осилят тебя, ибо Я с тобою, — сказал Г-сподь, — чтобы спасти тебя» (Ирмияг 1:18–19).

Слушая эти тяжелые предсказания, можно было подумать, что Б-г отвернулся от евреев. Но Всевышний хотел подчеркнуть, что все эти пророчества никак не влияют на Его выбор еврейского народа и нерушимость союза с ним. Поэтому в самом начале Он велел Ирмиягу произнести эти слова: «И было сказано мне слово Господне: Иди и возгласи в слух Иерусалима, говоря: так сказал Господь: Я помню о благосклонности ко Мне в юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, как шла ты за Мною по пустыне, по земле незасеянной» (Ирмиягу 2:1–2).

Как верная невеста, которая безропотно идет за женихом, так и народ Израиля пошел за Всевышним в пустыню после Исхода. И поэтому «… Исраэль — святыня Господня, первые плоды Его; каждый поедающий его понесет вину; бедствие придет на них, — сказал Господь» (Ирмиягу 2:3).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?