Из цикла «Даат тфила», темы: Храм, Давид, Упование, Царь, Связь с Творцом, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Вещь, у которой есть сильная реальность в мире, называется домом, поскольку это постоянное здание. И так царство называется домом… Потому царство Давида называется сукка — шалаш, поскольку царство Давида — это божественное царство, не как остальные мирские царства, и потому не назвали его “дом”, как природные вещи, которые постоянны в мире. Но божественные вещи в этом мире не постоянны: они временны, как временный шалаш» (Маараль, Сефер аНецах).
Существование царств народов мира происходит в силу эгрегоров, назначенных над ними, через которые Творец управляет их естестенной историей. Но царство Общины Израиля — божественно, оно возвышается над естественным ходом событий. Подобно временному шалашу, сукке, сидящий в которой находится в «тени веры», так надежда существования Израиля — это крыла Шехины, укрыващие его.
«Вот каков секрет имени Давид. В начале и в конце буква далет, затем вав в середине. Это и есть суть царства Израиля: признавать свою бедность и недостаточность» (р.Цадок аКоэн). Буква далет указывает на бедность (гимел далет — гмоль далим). Бедняк просит и умоляет даже после того, как наполнился благом свыше, на что указывает буква вав — соединение с источником изобилия. Но и после наполнения он беден и недостаточен (вторая буква далет).
Давид хотел построить Храм, и он назван его именем («Псалом, песнь Давида при освящении Дома»). Поскольку он всей душой стремился к построению Храма, он был назван его именем. Это заложено в самой сути его царства, стремящемуся к соединению неба и земли, Царя и народа, его воцаряющего. К месту, где все части мироздания приближаются к Творцу. Оттуда получают они изобилие благословения, наполнение недостающего им. Храм — это место, где «Шехина пребывает в них». «Царство небес — это Храм» (Зоар).
Давид сделал врата для Храма, они символизируют богобоязненность. Сказано в стихе (Эйха 2:9): «Погрузились в землю ее врата», и мудрецы сказали об этом, что враги не властны над тем, что сделал Давид. Ведь власть имеет место, когда есть у них какое-то отношение к данному объекту, а к страху Давида перед Небом, он же — корень Общины Израиля, они не могут относиться никоим образом. Попробуем понять, что здесь имеется в виду.
Над Царством Израиля, «падающим шалашом Давида», народы мира не имеют власти, поскольку они не имеют к нему отношения. Врата Храма — это возможность получить Шехину, Б-жественное Присутствие, и это не что иное, как три аспекта, которые мы объяснили относительно служения Израиля в Малхут. Ощущение собственной недостаточности, полная зависимость от Творца. Трепет — самоаннуллирование по отношению к воле Всевышнего и для исполнения Его воли. И знание, что все воздаяние блага Творца — «для потребности Неба». Это служение Храма, «всесожжение, благоухание, приятное Г-споду» — приятное тем, что Он сказал — и Его воля исполнилась.
Народы мира служат для себя, для выполнения своих желаний. А когда что-то идет не так, «и будет: мучимый голодом, озлобится и проклянет он царя своего и божеств своих». Они могут властвовать над Храмом, над наполнением — изобилием, которого удостаивается Израиль. Но не над вратами Храма — над недостаточностью. Не над трепетом и жаждой Израиля вернуться и прилепиться к Творцу. Наоборот, чем больше они будут причинять Израилю страданий и бед, тем больше Израиль, уподобленный луне, обратит свою недостаточность к Творцу, зная, что эта недостаточность дает уверенность в реализации полного воздаяния блага свыше. Эти страдания сами становятся причиной спасения: «Не радуйся из-за меня, неприятельница моя: хотя упал я, но встану, хотя сижу во мраке, Г-сподь — свет для меня» (Миха 7). «Если бы я не упал, — не встал бы, если бы не сидел во мраке ,— не было бы света мне». В этом тайна существования «падающего шалаша Давида»: само падение становится источником его силы.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?