Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Субботний отдых

Многие из нас понимают великое значение субботы, но заблуждаются в отношении того, как следует ее соблюдать.

Есть много разных форм отдыха. Для некоторых это — игра в волейбол. Для других — телевизор. Третьи отдыхают, читая хорошую книгу, занимаясь живописью, сочиняя стихи.

Но все это не сочетается с еврейским представлением о субботе.

Суббота напоминает о грандиозном действе творения. Но как мы можем это лучше себе представить? Каким образом суббота об этом напоминает?

Есть еще нечто в нашем представлении о субботе, что многим непонятно. Это целая система предписаний, сопровождающих субботу. Предписания эти весьма строги. Законы о субботе содержатся в двух самых больших трактатах Талмуда, Шаббат и Эйрувин, в полном Шулхан Арухе они занимают почти двести глав.

Многие даже не знают о существовании этой обширной области еврейского законодательства.

Узнав о некоторых из этих законов, многие бы их и не поняли. А из-за непонимания часто их и не соблюдают полностью.

Если относиться к субботе как к «выходному дню», отдыху после тяжелой недели, то законы эти теряют свой смысл.

Многие субботние запреты относятся к действиям, не требующим никакого физического усилия. Запрещается не только зажигать огонь, но и бросить в пламя маленькую лучинку, сорвать травинку, записать телефонный номер, поставить кушанье на огонь. Ехать в машине считается «работой», хотя ходить, наверно, труднее.

В Торе есть рассказ о человеке, собиравшем хворост в субботу. Это не было тяжелой работой, однако, он был виновен в нарушении субботы, и карой ему была смертная казнь.

Субботние запреты имеют в виду не физически производимую работу, а ее ритуальные формы.

Тора называет субботу вечным символом союза между Б-гом и народом Израиля. В субботе участвуют и Б-г и народ.

Отдых Б-га

Суббота тесно связана с отдохновением Б-га по завершении творения.

Что имеет в виду Тора, говоря «Б-г отдыхает?»

Он устал? Он много трудился? Творение было для Него изнурительным трудом?

Так ли наивна Тора, неужели она представляет Б-га в столь очеловеченном виде? Значит ли это, что Б-г нуждался в отдыхе после тяжелого шестидневного труда, как человек после работы?

Конечно, нет. В Танахе сказано (Исайя 40, 28): «Ведь ты знаешь, разве ты не слышал, превечный Б-г, Всевышний, Творец обширного мира, не устает, не делает тяжелой работы». Наши Мудрецы учат, что сотворение вселенной было для Б-га не большим усилием, чем произнесение одной единственной буквы.

Отдых Б-га нужно понимать иначе. Он отдыхал, то есть перестал творить, — не соприкасался с миром. Отсюда мы можем понять определение субботнего отдыха так, как его понимает Тора.

Мы отдыхаем в субботу в том смысле, что перестаем действенно соприкасаться с миром. Это — параллель Б-жественного отдыха.

Во время шести дней творения Б-г осуществлял свое господство в мире, изменяя его. В субботу Он «почил», Он перестал утверждать в мире Свое господство.

Мы подражаем Б-гу, и в субботу отвлекаемся от всего, в чем выражается наше господство над миром. Перед нами совершенно иное понимание работы, изменяющее весь смысл субботы. Определение работы, в таком случае, принимает следующую форму:

Работа, в том смысле, в каком мы говорим о ней по отношению к субботе, это действие, в котором выражается власть человека над миром, как интеллектуальная, так и осуществляемая профессиональным умением.

Из этого следует и определение отдыха:

Отдых, в смысле, относимом к субботе, это неучастие в деятельности природы, отказ от нашего господства над ней. Это состояние гармонии между человеком и природой.

Теперь нам могут быть понятны и обряды, связанные с субботой. Мы должны оставить в этот день природу неприкосновенной, не должны проявлять свое господство над ней, ничего в ней не изменять.

Мы не должны вмешиваться в естественный ход явлений. Любое изменение или вмешательство в их течение, как бы ничтожно оно ни было, является нарушением этого отдыха.

Тяжелый и вообще любой физический труд, такой как пахота или постройка здания, в этом смысле продолжает называться работой.

Но кроме того в это понятие включено множество действий, не требующих никаких усилий, — зажечь спичку, сорвать цветок, поджарить яичницу.

Эти действия не требуют усилия, но они — проявление нашей власти над природой.

Суббота — выражение веры в сотворение мира. В субботу процесс творения был совершенно приостановлен.

Еврейская суббота — подражание Б-жественному отдыху. Поэтому малейший акт участия в творении рассматривается как труд и является нарушением субботы.

Читайте обзор на тему Повелительные законы Субботы


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?