Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В шестиминутном рекламном ролике, посвященном уникальным особенностям, достопримечательностям и достижениям Израиля, рассказ о еврейской традиции занимает не более трех секунд, да и эти секунды потрачены на то, чтобы упомянуть известный туристический аттракцион — в высшей степени сомнительную практику засовывать записочки в Стену Плача. Этот действительно популярный «обычай» не имеет к еврейской традиции никакого отношения. Конечно, нет ничего запрещенного в том, чтобы засунуть в Котель записку с просьбой к Б-гу, но религиозные евреи этого не делают. Для религиозных евреев отношения с Б-гом — это работа, служение. Они обращаются к Б-гу в молитве трижды в день. Светский человек не разделяет идею непрестанной работы над собой и диалога с Б-гом, ведь он не готов тратить время «впустую».

В связи с этим рав Захария Матитьяу поделился со мной одной историей. Жил на свете один великий праведник, и как-то раз к нему обратилась девушка, которая заболела страшной и неизвестной болезнью. Она просила благословения, надеясь, что это поможет ей исцелиться. Он согласился благословить девушку, но взял с нее слово, что она никому не расскажет об этом. Получив благословение, девушка

быстро пошла на поправку. Прошло много лет, и тем же самым недугом заболел кто-то из ее родни. Когда начали требовать раскрыть тайну своего чудесного выздоровления, она отказывалась, помня о своем обещании, но в итоге вынуждена была рассказать о благословении праведника. Тот праведник еще был жив, и семья отправилась к нему. Однако он отказался благословить больного, сказав: «Простите, но я не могу. Много лет назад я дал благословение той женщине, но тогда я был моложе, у меня было много сил и энергии. Чтобы благословение подействовало, я должен был принять на себя посты, обеты и совершать целый ряд других действий. Сейчас я стар, и попросту не справлюсь».

Идея истории в том, — объясняет рав Захария, — что человеку нужен простой способ решения проблем, своебразная «кнопка», которую можно нажать. Но очень часто «кнопка» — лишь видимость: девушка выздоровела не потому, что праведник сказал какие-то слова, а потому, что он принял на себя определенные обеты.

***

От своего тестя рава Александра Айзенштата я слышал, что существует два подхода к тому, что такое Тора и каково ее истинное значение. Светский подход состоит в том, что Тора — это очень важный памятник религиозно-философской мысли, культурное наследие еврейского народа, то, что помогло нам когда-то сохранить свою идентичность. Сторонник данного подхода вполне может согласиться, и даже утверждать, что изучать Тору нужно и важно — все же культурное наследие, памятник, как ни крути! Религиозный подход состоит в том, что Тора — это самое важное, что есть в жизни еврея, и более того: весь мир существует лишь потому, что евреи изучают Тору, и именно для этого он создан! С подобным утверждением вряд ли согласится человек светский, ведь его собственная позиция кажется ему куда более симпатичной и современной. Но религиозному человеку важнее не то, что лучше смотрится, а то, что написано в Танахе: «Так сказал Г-сподь: Если бы не исполнялся Мой союз ночью и днем, Я бы не поставил закон для Неба и земли» (Ирмеяу 33:25). Эти слова пророка еврейская традиция всегда понимала буквально. В частности, в Воложинской ешиве, которую называют «матерью ешив», был установлен круглосуточный посменный режим учебы, чтобы все время хотя бы кто-то сидел и учил Тору. И сегодня тоже любой раввин, относящийся к любому направлению и любой группе внутри большой и пестрой «ортодоксии», понимает это именно так.

***

Тора называет евреев упрямыми — «народом с твердой шеей». Это наше упрямство проявляется по-разному, в том числе в упорном поиске простых решений и нежелании понимать и принимать очевидное. Иногда это даже хорошо и правильно, но, увы, далеко не всегда. Одной из главных тем, постоянно муссируемых израильскими средствами массовой информации на протяжении всей истории государства, является деструктивное поведение религиозных евреев. Светским потребителям медийного контента постоянно напоминают, что из-за черно-белых «харедим» (был даже изобретен специальный термин «ультраортодоксы»), которые рожают много детей, но при этом якобы не работают, не платят налоги и не служат в армии, в израильском обществе нет и не может быть социальной справедливости, а мир с арабами до сих не наступил из-за религиозных сионистов с этими их поселениями за «зеленой чертой». Преступления индивидуумов, и даже каких-то групп, идеи и методы которых не разделяет подавляющее большинство соблюдающих людей, все равно оборачиваются обвинением против религиозных евреев и иудаизма в целом, во всем его многообразии. Действия любого сумасшедшего с пейсами и бородой, любого преступника в кипе, любой кучки громко кричащих религиозных маргиналов в черных шляпах становятся поводом для очередной антирелигиозной истерии. В основе такой гипертрофированной реакции мы легко увидим все то же самое — неготовность «тянуть лямку» духовной работы (вот была бы «кнопка» — тогда другое дело) и явное непонимание того, чем является Тора для религиозного человека.

Из журнала «Мир Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?