Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованием отпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном. В нашей главе говорится о семи из этих десяти ударов. Сначала вода во всем Египте превращена в кровь — это первая «египетская казнь». Затем землю Египта и жилища египтян заполняют лягушки. Третьей казнью стало нашествие вшей на людей и скот. После этого удара египетские маги признали в действиях Моше перст Б-га, но фараон остался непреклонен. Четвертой казнью было нашествие на Египет хищных зверей, пятой — мор среди домашнего скота, шестой — воспаление кожи, переходящее в язвы, у людей и у скота, седьмой — град, уничтоживший растительность, скот, не угнанный с пастбищ, и египтян, которые после предупреждения не сочли нужным укрыться в доме. Сказано, что после шестой казни Всевышний «ожесточил» сердце фараона, т.е. придал ему упорство. При всех семи казнях евреи находились в особом положении: для них вода осталась водой, лягушки, вши, мор скота и язвы их не беспокоили. Особо оговорено, что две казни: нашествие хищных зверей и град — не коснулись земли Гошен, где жила основная часть евреев, как будто между Гошеном и остальным Египтом стояла невидимая стена.

В нашей главе центральная тема — это поединок между посланниками Б-га и колдунами, астрологами и так далее. И чудеса Б-га, бедствия, которые Он обрушил на Египет. Надо понять, для чего Б-г послал все эти удары, все эти казни. С какой целью? Вы спросите у ребенка, и он вам скажет: чтоб Фараон отпустил евреев из Египта.

Но это не совсем верно. Почему? Во-первых, Б-г мог вывести евреев из Египта без согласия Фараона. Во-вторых, Б-г мог послать одну казнь, которая будет длиться до тех пор, пока Фараону не придется согнуться. Или, я фантазирую, послать какого-то ангела с плетью, который побеседует с Фараонам на языке, понятном любому. Пока Фараон, наконец, не поймет.

Можно задать еще вопрос: с самого начала Б-г говорит Моше: «Ты будешь говорить все, что Я повелю тебе; а Аарон, брат твой, будет говорить Фараону, чтобы он отпустил сынов Израиля из земли своей» (см. Шмот 7, 2). А затем продолжает: «Но я ожесточу (буквально “сделаю твердым”) сердце Фараона и умножу знамения Мои и чудеса Мои в земле Египетской» (там же, 3).

То есть тут Б-г заранее предупреждает Моше, что Он сделает твердым сердце Фараона. Для чего? Зачем создавать трудности, чтобы их преодолевать? Конечно, была цель вывести евреев из Египта, но это была не единственная цель. Смысл этих казней был — продемонстрировать египтянам, всему миру и, наверное, в первую очередь, еврейскому народу величие Б-га, показать, что Он руководит миром. Люди привыкли, что мир «вертится» по законам природы. И не чувствуют, что над природой есть Хозяин, Который при желании может изменить ее. И само то, что Он может изменить ее, показывает, что Он создал природу, создал мир, и Он может все сделать иначе.

Есть Владыка мира. И, чтобы это продемонстрировать на практике, Б-г насылает казни на Египет. Представьте себе: Моше, Аарон и Фараон с вельможами подходят к великому Нилу. Аарон ударяет посохом, и воды Нила превращаются в кровь. Потом — вторая казнь: лягушки. Аарон простирает руку над Нилом — выходят лягушки.

Как Б-г посылал казни? Отпустишь евреев — хорошо, а нет — будет казнь. А если бы Фараон отпустил, то как посылать казни? Так что Б-г сделал? Он сделал твердым сердце фараона. Для того чтобы продемонстрировать чудеса в Египте. То есть цель продемонстрировать чудеса — первична, а заставить Фараона отпустить евреев — вторична.

Рамбам в «Законах раскаяния» поднимает вопрос: Б-г дал человеку свободу выбора. Это одно из удивительных явлений в мире, что человек может сделать выбор. Мы ощущаем это естественно, и это также одна из основ Торы: у человека есть выбор. Из каждого правила могут быть исключения. Бывают ситуации, говорит Рамбам, когда Б-г забирает у человека возможность выбора. Так было с Фараоном.

Спрашивает Рамбам: раз Б-г лишил Фараона возможности выбирать, за что его наказывать? За что наказывать человека, который не может поступить иначе? — За его прошлые преступления. Казни — не за то, что он не отпускает евреев сейчас…

Раз уж мы затронули тему выбора. Тот, кто внимательно читает Рамбана и Сфорно, может увидеть еще путь. А более ясно пишет об этом Бейт а-Леви. Бейт а-Леви пишет так: «А кто сказал, что Б-г отнял у Фараона свободу выбора? А, может, Он спокойно оставил ему выбор? А что же значит “Я сделаю твердым сердце Фараона”?»

Приведу Вам пример из недалекого прошлого. Когда-то сто пятьдесят лет назад были крепостные. А две тысячи лет назад были рабы. Может быть, и сейчас где-то есть рабы. Представим себе господина и раба. Господин говорит рабу: «Вот ты сейчас иди и делай то-то». А то, что он приказывает, не всегда приятно и не всегда рабу нравится это выполнять. Представим себе, что господин приказывает рабу, а раб не слушает. Что делает хозяин? У него есть специальный помощник со специальными инструментами. Помощник берет эти инструменты, скажем плеть, розги, и объясняет рабу на понятном языке, что приказы хозяина надо выполнять. Бывает иногда, что короткий разговор не помогает, но в продолжение разговора до раба доходит, что приказы господина надо выполнять.

Скажите, кого слушает раб — хозяина или плеть? Плеть. Хозяина он не хотел и не собирался слушать, и сейчас тоже не собирается. Но, когда его бьют, это больно, и он не хочет этой боли и слушает хозяина. Тот же самый Фараон — он хотел выпускать евреев? Конечно, нет! Но что? Как любой руководитель страны, он чувствует ответственность за судьбу своего народа. И, когда страна терпит тяжелые бедствия, он, без особого на то желания, меняет государственную политику. Потому что он страшится дальнейших бедствий. Что же Б-г сделал?

Вернемся к примеру с господином и рабом. Господин приказывает, а раб не слушает. У хозяина есть помощник с инструментом, который может донести до любого бестолкового, что приказы надо выполнять. А представим себе, что незадолго перед «разговором» пришла добрая медсестра и сделала рабу укол новокаина (обезболивающего). Господин приказывает рабу, а раб не слушает. Господин говорит помощнику: «Поговори с ним, объясни ему в доступной форме…» Тот берет плеть, начинает «объяснение», а толку нет.

Так скажите, эта медсестра — она заставила раба не слушать господина? Нет. Она сделала его невосприимчивым к боли. Но возможность выбора для раба — слушать господина или нет — она не отменила. То же самое и тут. Так говорит Бейт а-Леви, и мне кажется, что и у Рамбана и Сфорно есть этот путь тоже. Фараон не хотел слушать Б-га, не хотел сгибаться, не хотел отпускать евреев. Но что из этого? Тяжкие бедствия заставили бы его согнуться. Любой руководитель, который чувствует минимальную ответственность за судьбу страны, вынужден сгибаться.

Что Б-г сделал? Он сделал так, чтобы Фараон не чувствовал тяжести этих казней. Ну налетела саранча, возникают нарывы. Ну и что? Б-г смягчил в восприятии Фараона тяжесть казней, которые Он наслал на Египет. Тот не ощутил эти удары в полной мере. Бейт а-Леви говорит: можно сказать, что Б-г вообще не вмешивался в выбор Фараона. Ты хочешь отпустить — отпускай. Скажите, фараон собирался послушать Моше и выпустить евреев или нет? — Вовсе не собирался. Но тяжкие бедствия должны были его заставить. Так Б-г сделал так, чтобы Фараон не почувствовал в полной мере тяжесть бедствий.

Так произошло с Фараоном. Но тут Бейт а-Леви добавляет несколько слов, указывая, что это отнюдь не исключает положения, когда человек под влиянием обрушившихся на него бед и несчастий раскаивается.

Трудности нашей жизни играют самые разнообразные «оздоровительные» роли. Беды пробуждают сознание, потому что выбивают человека из привычной колеи. Мы различаем несколько уровней раскаяния, и, хотя раскаяние «из-за бед» относится не к самому высокому из них, это раскаяние полноценное, ведь несчастья приводят к раскаянию не каждого и не автоматически. В этом смысле мудрецы уподобляют еврейский народ оливкам: «Зеленеющей маслиной, красующейся плодами и видом своим, назвал тебя Б-г» (Ирмияу 11, 16). Чтобы добыть из них масло, оливки отбивают. Но ведь, не будь этого масла внутри, никакое отбивание ничего бы не дало, верно?

Внутренне человек может быть настроен правильно, говорит Бейт а-Леви, но внешние обстоятельства и соблазны сбивают его с пути. Беды и неприятности стряхивают с человека эту внешнюю шелуху, и стремление к добру выходит наружу, реализуется.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?