Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Подробности произошедшего в этот день

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»

У иудеев были свет и радость, веселье и почет (Мегила 8:16)

В Талмуде (Мегила16б) объясняется этот стих:

«Свет» — стало возможность учить Тору.

«Радость» (симха — שמחה) — имеется в виду внутренняя радость; евреям стало радостно на сердце, а это причина для праздника, они и сделали праздник.

«Веселье» (сасон — ששון) — открытое веселье, когда радость видна снаружи — танцуют и поют. Им уже не запрещали делать обрезание, которое делается с большой радостью.

«Почет» — можно было надевать тфилин. Очевидно, после приказов Амана запретили выполнять эти заповеди.

Спрашивает Гурский ребе, Йеуда Арье Лейб Альтер, автор книги «Сфат Эмет»: Мегила использует только намек, говоря, что у евреев появилась возможность учить Тору, отмечать праздники и соблюдать заповеди — а почему бы не сказать об этом ясно? И он дает глубокое объяснение. До сих пор евреи тоже учили Тору, но они делали это только по обязанности: есть такая заповедь — учить Тору. Но после этого они убедились, что в жизни Тора — это свет. Для человека, который учит Тору и исполняет ее — это свет в жизни. Он знает, как себя вести, знает, где искать и кого спросить. Для евреев тогда Тора стала светом. Шаббат и йом тов (праздники) они тоже соблюдали и раньше, но делали это принужденно — как бы ждали, когда кончится шаббат. А теперь это стало радостью, каким-то внутренним весельем, жалели, что уходит суббота. И обрезание они делали раньше, но не с таким весельем. Надевали и тфилин — но после этого стали понимать, что особая честь в мире — иметь право надевать тфилин. Они поняли, что тфилин — это почет.

Десятерых сыновей Амана, сына Амдаты, притеснителя иудеев, убили они, а на грабеж не простерли руки своей. (Мегила 9:10)

Сыновья Амана были главными организаторами будущих убийств.

«А на грабеж не простерли руки своей» — ничего не взяли, ни ножичка, ни гроша, ничего. Только убили тех, кто хотел нас убить.

По преданию, есть три маленькие буквы[1] в написании десяти сыновей Амана: у Вайзаты — маленький зайн, у Пармашты — маленький шин, у Паршандаты — маленький тав.

Две тысячи лет не знали причину, но не так давно заметили интересную вещь: когда был Нюрнбергский процесс над гитлеровскими преступниками — современными аманами[2] — их было ровно десять, и приговор был — повешение! Сначала их было двенадцать: Герман Геринг, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель, Эрнст Кальтенбруннер, Альфред Розенберг, Ганс Франк, Вильгельм Фрик, Юлиус Штрейхер, Фриц Заукель, Артур Зейсс-Инкварт, Мартин Борман и Альфред Йодль, но Геринг и Борман покончили жизнь самоубийством. И это было в году, который обозначается по-еврейски буквами тав, шин, зайн — תשז (16 октября 1946-го — 21 Тишрея 5707 г.). И повесили ровно 10 человек[3]. Не исключено, что это ремез — намек.

Но остался вопрос: там ведь есть еще большой вав в имени Вайзата. Я не знал. Но когда-то я рассказывал это в Ашдоде. И потом получил письмо от мальчика, ему лет тринадцать. Он пишет: знаешь, почему вав большой? Гематрия (численное значение) вав — это шесть. Сталин также хотел, как Аман и Гитлер, уничтожить всех евреев, и умер он в Пурим 1953 года (5713 год) — через шесть лет после Нюрнбергского суда. Точно!

В тексте Свитка Эстер есть еще две большие буквы: ח — в слове «хур» (1:6) и ת — в словах «и писала» (9:21), возможно, это намек на год ת"ח (1648-й), известный как год погромов евреев Украины Богданом Хмельницким.

Раши приводит предание, где сказано, что в начале правления Ахашвероша эти десять сыновей были главными, кто писал доносы на евреев, чтобы остановить строительство Иерусалимского Храма.


[1] В иврите нет понятия заглавных и строчных букв, в Писании некоторые буквы по традиции записываются бо́льшим или меньшим размером относительно остальных, что представляет собой определенный намек (прим. ред.).

[2] По преданию Гаона из Вильно, немцы — потомки Амалека.

[3] Мой ученик, профессор Элияу Рипс, заметил два интересных факта: 1) их повесили 16-го октября 1946 года — 21-го тишрея. Это был Ошана Раба, последний день праздника Суккот, этот день по преданию считается днем завершения приговора, вынесенного в Рош а-Шана. 2) В Торе закодированы слова «десять сыновей Амана» на том же месте, где также закодирован этот год — תשז.

Из книги из фонда наследия рава Ицхака Зильбера «Праздник Пурим и Свиток Эстер»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?